Проблемы подростков с дцп

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елькина Наталья Петровна, Гиро Марина Владимировна

Рассмотрены особенности развития подростков с ДЦП в сравнении с здоровыми подростками. Приведены доводы по значимости поддержки семьи в период взросления. Так же подчеркнута значимость работы специалистов на этом этапе.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елькина Наталья Петровна, Гиро Марина Владимировна

PERSONAL DEVELOPMENT FEATURES OF ADOLESCENTS WITH CEREBRAL PALSY

The features of adolescents’ development with cerebral palsy in comparison with healthy adolescents are considered in the article. Arguments on the importance of family support during adulthood are given here. The importance of the specialists’ work at this stage is also emphasized

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЦП

Елькина Наталья Петровна.

Гиро Марина Владимировна.

Аннотация. Рассмотрены особенности развития подростков с ДЦП в сравнении с здоровыми подростками. Приведены доводы по значимости поддержки семьи в период взросления. Так же подчеркнута значимость работы специалистов на этом этапе.

Ключевые слова: подросток, ДЦП, семья, психология.

PERSONAL DEVELOPMENT FEATURES OF ADOLESCENTS WITH

Elkina Natalya Petrovna.

Giro Marina Vladimirovna.

Abstract. The features of adolescents' development with cerebral palsy in comparison with healthy adolescents are considered in the article. Arguments on the importance of family support during adulthood are given here. The importance of the specialists' work at this stage is also emphasized.

Keywords: teenager, cerebral palsy, family, psychology.

За последние 20 лет наблюдается повышенный интерес к изучению психологии детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Появляется много публикаций в специальной психолого-педагогической литературе и выступлений ученых, педагогов, психологов на международных конференциях в России и за рубежом.

Большое внимание уделяется детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и в большей мере это дети с детским церебральным параличом. Связано это с тем, что, в последнее время возрастает процент количества детей с данной патологией. Поэтому необходимо более подробно и детально изучить все аспекты психологического развития данной категории детей и подростков. Но несмотря на это, до сих пор не до конца изучены причины, вызывающие вторичное изменение личности детей с опорно-двигательными нарушениями, еще необходимо особо изучить пути коррекции личности и социализации подростка. Очень важно вовремя и правильно подобрать способы и методы коррекции и компенсации имеющихся отклонений в психологическом развитии этой группы подростков.

Но методологической основой изучения личности детей все же является концепция Л.С. Выгодского, а также, его последователей Л.Н. Божович, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, которые тоже утверждают, что огромную роль в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья играет социальная среда и общество. Л.С. Выгодский [3] утверждал, что недостатки в физических особенностях не делают подростка особенным, а изменения социальной позиции личности, приводят к проявлению особых черт в его поведении и характере.

Подростковый возраст - это период повышенной эмоциональности. В этот период подростки наиболее возбудимы, становятся неуравновешенными, у них часто меняется настроение. Характер многих подростков становится акцентуированным. От типа акцентуации зависят и особенности нарушения поведения. Эти особенности могут проявляться не постоянно, а лишь в каких-то ситуациях или в конкретной обстановке, а в обычных условиях могут вообще и не обнаруживаться.

Развитие личности в этом периоде характеризуется двумя противоположностями: с одной стороны, в этот период подросток стремится установить все более тесные контакты со сверстниками, растёт ориентация на группу, с другой же стороны, стремится к самостоятельности, идет усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Формирование личности у подростков с особенностями в психике и опорно-двигательной системе, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативных возможностей, иногда находящихся в полной зависимости от помощи со стороны в самообслуживании. Когда нет условий, при которых возникают желание развивать способности и жизнестойкость, это влияет на освоение навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений в обществе, а без них трудно выстроить гармоничное взаимодействие внешней среды окружения с внутренним миром личности. Это ведет к неуверенности, развивает комплекс неполноценности, ориентирует подростка на потребительское сознание и иждивенчество и в итоге ведет к

синдрому социального инфантилизма. В результате - потенциал личности гаснет, а затраты на социальную помощь для общества практически не приносят.

По результатам исследований проведенными И.И. Мамайчук [5], Г.В. Пятаковой [6] у подростков, страдающих ДЦП, выявлены такие личностные особенности, как нестабильность нервно-психологических процессов, повышенный уровень реактивной и личностной тревожности, неустойчивость к фрустрации. Это все связано в первую очередь с переживаниями по поводу физического развития, также связано с частыми реабилитациями и необходимостью менять привычную среду и окружение.

Для подростков даже здоровых важно признание их в обществе и особенно в их окружении, а для подростков с ДЦП тем более. Ведь очень важно чтобы, не смотря на те или иные особенности, к тебе относились как к обычному, чтоб тебя принимали не из-за жалости, а потому что ты тоже личность.

Большой минус и в том, что дети и подростки с ДЦП часто вынуждены покидать свой круг общения из-за постоянных реабилитаций. Не редко это происходит на длительный срок. Очень важно при этом сохранить контакт с окружением. Сейчас это возможно благодаря сотовым телефонам и с помощью социальных сетей. Ведь очень важно для таких подростков чтоб тебя ждали и по возвращению не пришлось опять завоевывать свое место в обществе.

Сейчас в большинстве городов существуют центры, в которых подросток может себя проявлять и развиваться как личность. В таких центрах необходима организация психологической помощи в связи с наличием сопровождающих ДЦП психологических проблем; личностно-ориентированная психологическая коррекция для преодоления личностных недочетов, способных ослабить социально-психологическую адаптацию подростков с ДЦП. Личностно-ориентированная психологическая коррекция психологической сферы может дать положительную динамику в преодолении личностных недостатков подростков, что в свою очередь положительно отразится на социально -психологической адаптации.

Знание особенностей подростков с ДЦП и возможностей компенсации крайне важно. Все проводимые мероприятия должны быть направленны на благополучную социальную адаптацию, профессиональную ориентацию, с учетом личностных особенностей, интеллектуального развития, без знания которых трудно конкретизировать консультативную работу и работу с родителями данных подростков.

2. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Академия, 2009. - 278 с.

3. Жезлова Л. Детские страхи // Семья и школа. - 2010. - № 7. - С. 30-41.

4. Зейгарник Б.Ф. Психология личности: норма и патология: Избр. психол. -М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2007. - 415 с.

5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 220 с.

6. Пятакова Г.В. Клинико-психологическое изучение особенностей личности подростков с двигательными нарушениями различного генеза: автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб, 2000. - 18 с.

Успешность социальной адаптации определяется обучением, которое часто рассматривается исследователями как важное средство ее достижения. Социальная адаптация тесно связана с процессом интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Особые трудности социальной адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками (нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата).

Интеграция – закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование [2].

Интегрированное обучение выступает как одна из форм альтернативного обучения, базовыми принципами которого являются: ранняя коррекция, обязательная коррекционная помощь каждому ребенку, обоснованный отбор детей для интегрированного обучения, наличие положительной системы отношений со стороны социума [2].

Современное общество не готово к введению интегрированного обучения в систему общего образования, поскольку не отработаны как нормативно-правовые, так и содержательные аспекты обучения особых детей, не определены их права в отношении получения цензового образования. Одной из основных проблем интегрированного обучения считают нехватку специалистов в области специальной педагогики и специальной психологии [1].

Часто барьером к интеграции ребенка в общество, получения им общего образования являются - негативное отношение людей к ребенку с особенностями в развитии, его нахождения с детьми с нормативным развитием; - архитектурно-планировочная неприспособленность учреждений социально-образовательной сферы; - транспортные проблемы; - отсутствие необходимых технических средств (слуховых аппаратов или специальных дидактических средств). Но многие проблемы можно разрешить, если существует законодательная база, где были бы обоснованы особенности внедрения интеграционных мероприятий, был бы юридически защищен статус интегрированного ребенка и образовательного учреждения, принявшего его [3].

Можно выделить условия, обеспечивающие осуществление интегрированного обучения: устойчивая государственная социальная политика, ориентированная на разработку и реализацию концепций, программ и технологий интеграции в отношении всех членов общества, независимо от уровня их психофизического развития; государственная социальная политика направленная на материальную поддержку семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; разработка законодательной базы интегрированного образования; формирование терпимого отношения в обществе к людям с ограниченными возможностями; раннее выявление генетических отклонений, проведение коррекционно-развивающих мероприятий, начиная с дошкольного возраста; развитие социально-медицинских центров помощи детям со сложностями в развитии, где все дети могли бы получать не только грамотную медицинскую и психологическую поддержку, но и находить занятия по интересам; создание зданий, общественного транспорта, учитывающих потребности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья [1].

Интеграция по отношению к подросткам с ДЦП означает возможность минимально ограничивающей альтернативы для таких подростков. Новые социальные связи, в которых оказывается подросток с ДЦП, обосновываются следующими обстоятельствами, связанными с интегрированным образованием: происходит отрыв такого подростка от себе подобных; он входит в новые для себя социальные общности, стремится обрести определенный статус в школьном коллективе, устанавливает многообразные отношения с окружающими [5].

Проблема социальной адаптации подростков с церебральными параличами имеет свою специфику. Для них характерны явления дезадаптации, которые проявляются в перенапряжении эмоциональной сферы, тревожных переживаниях и поведенческих нарушениях. Рассмотрим особенности психического развития детей с ДЦП.

Двигательные нарушения при ДЦП оказывают негативное влияние на формирование психических и речевых функций. Это особенно актуально, если
идет речь об интеграции таких детей. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и сосредоточением мозгового поражения.

При церебральном параличе нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и развитие эмоционально-волевой и личностной сфер также имеют свою специфику [4].

Не существует однозначной взаимосвязи между выраженностью двигательных и психичес­ких нарушений: тяжелые двигательные расстройства мо­гут сочетаться с легкой задержкой психического развития. И, наоборот, незначительные нарушения в двигательной сфере могут сочетаться с тяжелым интеллектуальным недоразвитием [4].

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет специфические особенности:

1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отде­льных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его разви­тия при ДЦП;

2) выраженность астенических проявлений, которые выражаются в повышенной утом­ляемости, истощаемости психических процессов, быстрой пресыщаемостью тем видом деятельности, которым занят ребенок;

3) нарушение слаженной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышеч­но-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в це­лом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность.

Многие дети с ДЦП имеют нарушения зрения, зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косог­лазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко. Нарушение двигательной функции препятствует развитию зрительно-моторной координации. При церебральном параличе можно наблюдать слабую сформированность пространственно-разли­чительной деятельности слухового восприятия и памяти.

Выделяют своеобразные особенности психики детей с ДЦП, сказывающиеся на их социальной адаптации в условиях процесса обучения. Важно ориентироваться в индивидуальных особенностях психики подростков с церебральным параличом что, в свою очередь, будет способствовать сглаживанию имеющихся дефектов:

- напряженная работа в процессе урока способствует накоплению скованности и сопровождается сильной двигательной активностью в конце урока. Для снятия скованности важно разрешать таким подросткам движение по классу во время урока;

- большинству подросткам с ДЦП свойственна незрелость эмоционально-волевой сферы. В данной связи, негативные оценки деятельности подростка с церебральным параличом отрицательно влияют на его поведенческие характеристики. Осуществление позитивного эмоционального климата – значимый момент благополучной адаптации к условиям школьного обучения, успешности усвоения материала;

- специфика памяти: выученная информация подростками с церебральным параличом на следующем занятии может видеться как новая. Спустя время она возвращается в памяти и снова может забыться, что можно объяснить недоразвитием произвольной памяти, слабой избирательностью мнемических процессов.

Дадим характеристику нижеперечисленных особенностей подростков с церебральным параличом:

- доминирование проявлений агрессии, мнительности, обидчивости, иждивенческих установок, недоверия. Нередко можно наблюдать проявления индифферентного отношения к людям;

- низкий уровень развития эмпатийных проявлений. Данная особенность может меняться в зависимости от степени тяжести церебрального паралича;

- взаимосвязь переживания одиночества от состояния здоровья. Подростки осознают недостаточность общения, они воспринимают себя неприспособленными даже в элементарных ситуациях жизни, стесняются дать понять окружающим, что нуждаются в помощи (особенно в случае наличия речевых нарушений страх быть непонятым только усиливается). Иначе воспринимают переживание одиночества подростки с нормативным развитием. Данное состояние для них обусловлено другими причинами: сложности взаимодействия с родителями, проявления гиперопеки со стороны родителей, внутренняя неуверенность, страх знакомства с новыми людьми и завязывания дружеских отношений. Последние причины актуальны и для подростков с церебральным параличом;

- подростки с ДЦП переживают сложности в ситуациях межличностного взаимодействия, с трудностями происходит адаптация к людям. Но, они могут адекватно понимать чувства, состояния, действия людей по невербальным способам взаимодействия (мимика, жесты, пантомимика);

- подростки с церебральным параличом, вследствие неуверенности в себе, недостаточного общения, переживают сложности в завязывании новых контактов;

- наличие противоречия при адекватном восприятии оценок окружающих людей и низкой оценке своих возможностей адаптации к социуму. Со стороны поведенческих характеристик наблюдается высокий уровень тревожности и осмотрительности во взаимодействии со сверстниками;

- сложности в самовыражении, высокий уровень восприимчивости на мнение и действия других людей [5].

В связи с вышеописанными особенностями подростков с ДЦП, можно выделить критерии для интеграции детей с ДЦП в массовую школу. Критерии представлены в таблице 1.

Критерии интеграции лиц с ДЦП в массовую школу

Критерии для интеграции

Критерии, препятствующие интеграции

- отсутствие низкого интеллекта;

- отсутствие сенсорных нарушений;

- развитые навыки самообслуживания;

- способность хотя бы одной руки к манипуляциям;

- наличие судорожных припадков;

- слабость или отсутствие манипулятивной функции рук;

- неразвитые навыки самообслуживания.

Таким образом, основой социальной адаптации подростка с ДЦП является достижение достаточного уровня социальной готовности, позволяющей проявлять активность в основных сферах деятельности. Интегрированное обучение изменяет социальную ситуацию развития подростка с ДЦП, формирует своеобразное отношение с окружающей социальной действительностью. Нерешенность многих проблем, связанных с организацией интегрированного обучения, делают интегративную среду небезопасной для личностного развития, но в ситуации интегрированного обучения существует потенциал интеллектуального и личностного развития.

1. Акимова О.И. Готовность учителя общеобразовательной школы к работе в условиях инклюзивного образования: мифы и реальность. Сборник: Международный Конгресс практиков инклюзивного образования, приуроченный к 20-летию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Университетом управления "ТИСБИ" 2016. С. 11-15.

2. Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 86-93.

3. Меерзон Т.И. Инклюзивное образование в России: состояние, тенденции./ Т.И. Меерзон, И.В. Гусева // Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Мат. Всероссийской науч-практ. конф. г. Челябинск 09 февраля 2016 года . – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - С.185-191.

4. Павлова О.С. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие / О.С. Павлова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2012. – 108 с.

5. Павлова О.С. Особенности удовлетворенности качеством жизни подростков с инвалидизирующими заболеваниями / О.С. Павлова // Психология человека в условиях здоровья и болезни: материалы Третьей междунар. конф. (5 июня 2013 г.) – Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - С. 247-250.


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 06.01.2015 2015-01-06

Статья просмотрена: 1988 раз

Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, т.к. здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение [1].

Формирование личности у подростков-инвалидов с нарушениями в психике и опорно-двигательной системе, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума. Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь "дивидендов" для общества практически не приносят [2].

Ребенок с ДЦП испытывает тревогу, связанную как с отделением, так и с поглощением. Симбиотические отношения иллюзорно дают возможность преодолеть беспомощность, но усиливают тревогу. У подростков с ДЦП можно говорить о невротической тревоге, т.к. она неадекватна объективной опасности, включает в себя вытеснение, подростки ограничивают свои действия и сужают поле сознания с помощью невротических защитных механизмов, в том числе и такого как "развитие симптома" [1].

Как показывает практика, у подростков с ограниченными возможностями здоровья при переходе к старшему школьному возрасту отсутствуют навыки социальной адаптации и самореализации. Большинство таких подростков не обладает навыками конструктивных коммуникаций и умением ответственно организовывать свою жизнь. Возможно, что при формировании личности детей с ограниченными возможностями был нарушен принцип равноденствия субъектных и объектных компонентов [2].

Гибкость мышления является важным личностным ресурсом, который способствует повышению эффективности самореализации и социальной адаптации подростков и старшеклассников с диагнозом ДЦП. Соответственно развитие гибкости мышления у учащихся специализированных школ-интернатов и коррекционных школ, должно являться первостепенной психолого-педагогической задачей, решение которой имеет важное психопрофилактическое значение в плане предупреждения дезадаптации детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

Для детей с целебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом — реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков — реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [3].

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия) . Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности[2].

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.

1. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М.: Минздрав СССР, 1982.

2. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. - 1979.

3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.


Половое созревание - это закономерный этап изменений в организме у детей. В этот период под влиянием гормонов происходит развитие первичных и вторичных половых признаков, так же изменениям подвержено психо-эмоциональное состояние ребенка. Чтобы столь важный период жизни подростка проходил гладко, очень важны доверительные отношения между девочкой и матерью, мальчиком и отцом. Доступное объяснение физиологических изменений в организме, прививание навыков гигиены, беседы, специальная литература помогают этот период прожить "гладко" и войти во взрослую жизнь.

Ситуация усложняется в случае, если родители воспитывают "особенного" ребенка с физическими и интеллектуальными проблемами. Тогда обычные методы: беседа, ответы на интересующие подростка вопросы, чтение медицинской литературы - бесполезны.

Если даже ребенок имеет тяжёлые неврологические нарушения, естественные биологические функции организма не нарушаются и половое созревание начнется по заложенному природой времени. В такой период и ребенку и родителю приходится несладко: ребенок с тяжёлыми формами ДЦП и грубой задержкой психического развития элементарно не понимает всех процессов, происходящих в его организме. Дискомфорт, болевые ощущения, "бурный всплеск" гормонов, физиологические выделения - все это доставляет немало хлопот.

Рассмотрим наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются родители в период "особого полового созревания" у их ребенка.

1. Эмоциональное состояние. Гормоны, вырабатывающиеся организмом, влияют на психо-эмоциональное состояние ребенка. Начинаются приступы агрессии или наоборот апатия. Из-за невозможности выплеснуть накопленную агрессию здоровым путем, "особенный" подросток переключается на родителя: во время кормлений, ношения на руках или купании он может кусаться, плеваться, вырываться. Или начинает портить вещи до которых может дотянуться: кусать и рвать постель, бортики кроваток, игрушки.
Может так же кусать себя за руки, рвать волосы на голове, стукаться головой об пол. Иногда подросток начинает сопротивляться ежедневным привычным процедурам: сопротивляться менять памперс, купаться, садиться в коляску. Нередки так же беспричинный плач, нытье.

2. Пищевое поведение. Меняются и пищевые предпочтения. Ребенок может отказаться от привычной и любимой им ранее пищи, пристраститься к сладкому. Или появится чрезмерный аппетит, что вкупе с малоподвижностью может привести к ожирению.

3. Физиологические изменения. У особенного подростка организм начинает бурный рост: прибавляется вес, удлиняется рост, так же происходит оволосение тела. Появляется необходимость мальчику-подростку бриться. Под влиянием гормонов, увеличивается выработка кожного сала, что спосбствует росту подростковых акне. Эта угревая сыпь требует отдельного ухода, ведь под влиянием бактерий возможны воспаления кожи лица, груди и спины. Так же стоит отметить появление специфического запаха пота. Рост молочных желез, менструация у девочек и поллюции у мальчиков происходят примерно в тех же возрастных рамках, как и у их здоровых сверстников. В этот период учащаются проблемы с подбором подходящего нательного белья и гигиеной половых органов.

4. Обострение заболеваний. В связи с бурным ростом организма, может увеличиваться спастика мышц. Возможно растяжение мышц естественным ростом костей и появление болей. Нередки и обостоения урологических проблем у детей, пользующихся подгузниками. Этот период может повлиять на течение симптоматический эпилепсии, возможно возобновление ранее купированных судорог, изменение характера приступов и их частота.
Многие родители отмечают, что с началом полового созревания их дети теряли ранее приобретенные навыки. Как и у здоровых подростков, возможно появление аутоиммунных заболеваний, например, диабет.

5. Сексуальные потребности. Часто детей с тяжёлой степенью ДЦП принято рассматривать как маленьких, "лялечку", ориентируясь по их интеллектуальному и физическому состоянию. Родители склонны игнорировать такую интимную тему как сексуальные потребности у их "особенного ребенка". В погоне за чистотой чрезмерно частый и тщательный туалет наружных половых органов, смена подгузника, обработка кожи гениталий могут спровоцировать сексуальное возбуждение у подростка. Ведь при гигиенических манипуляциях невольно затрагиваются эрогенные зоны. Хотя ребенок может даже понятия не иметь о своей гендерной принадлежности и межполовых взаимоотношениях, нерастраченная сексуальная энергия проявляется в бурных эмоциях, бессоннице, агрессии. Поэтому необходимо проводить процедуры более щадяще и деликатнее.


Чтобы справится с "особенным" проблемами периода полового созревания, нужно обратиться к специалисту. Агрессию, бессонницу, беспричинный плач и крики ребенка, чрезмерно повышенный аппетит, а так же гипервозбудимость можно скорректировать путем подбора успокоительных лекарств. Если менструальный цикл у девочки сопровождается болями, то назначаются спазмолитики. При отсутствии аллергии, травяные чаи и настойки с мягким седативным эффектом уравновешивают эмоциональное состояние ребенка и улучшают сон. При резком наборе веса, или наоборот, похудении, педиатр направит на сдачу анализов и консультацию к более узким специалистам.
Гигиена очень важна в этот период. Для физиологических выделений удобны урологические прокладки и памперсы, впитывающие пеленки. Необходимо проводить ежедневные гигиенические процедуры и смену нательного белья. Если подростковые акне воспалились, кроме умывания необходимо смазывать специальными кремами с дезинфицирующим и подсушивающим эффектом. К ежедневным заботам у родителей юношей прибавляются и бритьё подбородка. Для удаления естественного запаха пота, лечения подростковых акне, бритья требуются специальные средства по уходу за лежачими больными. Они помогут сохранить чистоту и целостность кожных покровов.
Нужно подобрать удобную одежду из натуральных тканей. Она позволяет коже дышать, предотвращает опрелости от чрезмерного потоотделения. Учитывая состояние подростка, вместо бюстгальтера девочкам хорошо подходят спортивные обтягивающие майки. Если ребенок не носит подгузник, то нижнее белье следует подбирать просторное, оно не должно натирать и доставлять дискомфорт.

Вскоре как родители, так и сами "особенные подростки" свыкнутся с новыми изменениями в организме и образе жизни. Хлопоты вольются в привычный распорядок дня. Не забывайте сами почаще отдыхать, ведь этот сложный период вы проходите вместе с ребенком.

А вы готовы к этому важному периоду в жизни вашего ребенка?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.