Программа двигательной коррекции для детей с дцп школьного возраста


Сегодня я начинаю цикл постов про ДЦП, как и в случае с Инсультом, запланировал сделать порядка пятнадцати постов на эту тему. В ближайшее время мы поговорим о таких вопросах как:

Детский церебральный паралич заявляет о себе не прогрессирующим симптокомплексом двигательных нарушений и прочих вторичных отклонений, которые связаны с нарушением развития центральной нервной системы.

Проведение качественной коррекции ДЦП позволяет снизить проявление симптомов, лучше адаптировать ребенка к жизни в обществе.


Лечение речевых нарушений при ДЦП

  1. Поражение речевого центра мозга.
  2. Нарушение процесса созревания некоторых участков, формирующих речевые навыки по мере взросления.

Стандартные упражнения на развитие моторики и логопедическая коррекция не дают результатов. Коррекция детей с ДЦП в такой ситуации требует применения разных методов. Они должны быть направлены на развитие речевых и интеллектуальных навыков, снижение спастики. Чаще всего у малышей диагностируются:

• дизартрия;
• анартрия;
• алалия;
• дислексия;
• ЗРР;
• ЗПР.

Методы коррекции речевых проблем при ДЦП направлены на снижение тонуса мышц, которые мешают нормальному произношению звуков. Для этого требуется совместная работа дефектолога, невролога и врача-психолога. Основные варианты лечения:

• разработка слухового внимания;
• коррекция речи у ребенка с ДЦП с помощью логопедической гимнастики; расслабляющего массажа;
• стимуляция голосовой реакции;
• развитие мелкой моторики.

Одновременно проводится нейропсихологическая коррекция детей младшего возраста с ДЦП. Это стимулирует развитие речи, улучшает словарный запас. При ранней диагностике и терапии удается добиться отличных результатов уже к 5–6 годам.


Методы двигательной коррекции


Коррекция любых двигательных нарушений у детей с ДЦП помогает увеличить активность. В комплексе с другими методами она учит малыша чувствовать свое тело, способствует развитию нервно-мышечной связи, снимает гипертонус мышечного корсета.

Для ребенка важно научиться выполнять простые движения, ползать и присаживаться самостоятельно, чтобы адаптироваться к окружающей среде.


Одним из наиболее успешных методов считается система двигательной коррекции ДЦП Светланы Грибовой. Она разработала комплексы упражнений, ориентированные на разные степени нарушений. С ее помощью малыша учат навыкам ползания, ходьбы, управления корпусом тела.

Для работы используются мячи, валики и другие приспособления, многие из которых родители без труда изготавливают самостоятельно.

Многочисленные отзывы родителей отмечают высокую эффективность плавания и водных занятий с целью двигательной коррекции ДЦП. Вода является уникальной средой для больного малыша:

• удается добиться полного расслабления мышц;
• стимулируется иммунитет;
• крохе легче контролировать собственное тело.

Упражнения для аквагимнастики подбираются индивидуально с учетом индивидуальных проблем, требующих лечения.

Одним из последних методов является дельфинотерапия. Ее применение в коррекции ДЦП показывает невероятные результаты, как и другие виды анималотерапии:

• стимулируются биологически активные точки на теле малыша;
• вибрация от тела дельфина работает как гидромассаж;
• контракт с животным дает ребенку положительный заряд, уменьшает раздражительность, нервозность.

Данные занятия при ДЦП рекомендуется проводить одновременно с психологической коррекцией.
Под контролем специалиста родители помогают своим детям осваивать следующие навыки:

• манипуляции с предметами, игрушками, канцелярскими принадлежностями;
• формирование мышления и логики;
• изучение цветов, оттенков, форм.

Коррекцию интеллектуальных нарушений у маленьких детей с ДЦП рекомендуется проводить индивидуально и в небольших группах. Поддержание режима занятий и отдыха дополняет методику лечения, делает ее более эффективной.

Уже завтра читайте на моем блоге Опоры для детей с ДЦП

Коррекционно-развивающая программа

для детей с ДЦП

Составитель: Потапова Т.Г.

Пояснительная записка

ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.

 ограничена предметно-практическая деятельность;

 недостаточное развитие предметного восприятия;

 затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико педагогического и социального сопровождения школьников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Основная цель психокоррекции — исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, гармонизация личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы).

Задачи программы :

 Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных

операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных

представлений, общей и мелкой моторики.

 Обучение навыкам произвольного поведения.

 Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие

коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью

профилактики дезадаптации к условиям ОУ.

Содержание программы .

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.

Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания,

развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Занятия проводятся 1-2 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале

Тематическое планирование

Пластилиновое панно. Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и мышления.

Моторика. Вырезание из бумаги и

Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание

Повторение. Ориентировка по основным пространственным

Ориентировка по основным пространственным направлениям

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу осложнённыхколичеством элементов. Графические диктанты.

Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль)

Развитие логического мышления (обобщение, сравнение, классификация). Графическая раскраска.

Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против).

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу не осложнённых

количеством элементов. Графические диктанты.

Графические движения с использованием трафарета фигур животных.

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения)

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти,

внимания, общей осведомленности)

Графические движения с использованием трафарета фигур животных. Развитие зрительной и слуховой памяти.

Список используемой литературы:

1.Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для

младших школьников: Уч.-метод. пособие для школьных психологов. – Волгоград: Перемена, 1993.

2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

3. Голубь В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5 – 8 лет. М.: ВАКО, 2004.

4. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Луч. – 1995

5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010.

6. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как

хорошую память и запоминать цифры. – М.: РИПО КЛАССИК, 2003.

7. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: просвещение, 1990.

8. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



на методическом объединении

МБОУ Школа № 13 г. Феодосии

Руководитель МО ___________

Рабочая адаптированная программа

по коррекции развития

для 7-го коррекционного класса

надомная форма обучения

Количество часов: 68 ч. ( 2 часа в неделю)

Кругликова Екатерина Рафаэльевна

С программой ознакомлен(а)

Подпись ФИО родителя (законного представителя)

г. Феодосия 2018 г.

Актуальность

Пояснительная записка.

Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами .

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения младшего школьника с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой психического развития у ребенка с ДЦП.

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающегося в 7 классе (надомное обучение), и составлена с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащегося, уровня его умений и навыков.

Цель программы:

- создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата) в освоении основной образовательной программы начального общего образования;

- коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов.

сопровождение развития ребенка;

сопровождение процесса его обучения и воспитания;

коррекция имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития)

Предполагаемый результат:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Содержание программы.

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного координации на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 2 раз в неделю, продолжительность 45 минут.

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Детский церебральный паралич – это сложное заболевание головного мозга, которое проявляется в различных формах психомоторных отклонений при нарушении опорно-двигательного аппарата. Поэтому в состав терапевтических занятий с детьми должна обязательно входить лечебная физкультура.

Основное условие лечения: занятия должны быть регулярными. Врач, подбирая программу для пациента основываясь на его интеллектуальном развитии, возрасте и осложнения заболевания.

Для тренировки плохо развитых и скованных мышц тела у больных детей в реабилитационный комплекс включают специально разработанные программы ЛФК при ДЦП. Также можно данные упражнения добавить во время профилактики заболевания.

Одному эту болезнь не победить, нужен комплексный подход к лечению детского церебрального паралича. Пациенты, страдающие этим заболеванием, обязательно должны заниматься лечебной физкультурой, эти упражнения значительно укрепляют мышечную систему.

Влияние лечебно физической культуры

Несколько видов упражнений ЛФК для детей с ДЦП отлично восстанавливают здоровье. В ходе занятий обменные процессы начинают действовать, улучшается мозговая деятельность и сердечная система. Комплекс лечебной программы ЛФК при ДЦП состоит из нескольких процедур:

  • ЛФК.
  • Массажи.
  • Процедуры закаливания.
  • Поэтапная растяжка.
  • Мануальная терапия.
  • Тренировка для нормальной ходьбы.

Программа ЛФК для детей с ДЦП подбирается для каждого индивидуально. В эти занятия обязательно входят: игры с мячиком, расслабляющие упражнения, занятия в сидячем и лежащем положении, а также стимулирующие небольшие нагрузки.

Интересно! Если у ребенка стоит диагноз спастическая диплегия, тогда занятия должны обязательно сопровождаться непрерывными движениями.


Виды комплексных упражнений

В программы ЛФК для с ДЦП входят несколько занятий, к которым можно отнести:

  • Поэтапная растяжка мышц, для этого следует раскачивать верхние и нижние конечности тела с плавным ускорением.
  • Фиксирование рук и ног с помощью шин в одном положении.
  • Расслабляющие упражнения для мышц. Необходимо фиксировать конечности поочередно. В итоге ослабляется высокий тонус мышц и уменьшается количество хаотичных взмахов и поддерживаний.
  • Ходьба. Ее можно делать на одном месте или осуществлять по кругу помещения. Таким образом, ребенок учится ходить правильно.
  • Плавное разгибание и сгибание, в области суставов с массированием мышц.
  • Подъем по наклону. Это упражнение осуществляется только при помощи инструктора. Эта процедура хорошо тренирует мышцы ног и пресса, а также учит малышей удерживать равновесие.
  • Упражнения на выработку выносливости (прыжки на батуте, скакалка, прохождение туннелей).

Важный момент! Вся процедура происходит только под руководством инструктора ЛФК для детей с ДЦП.


Как действует массаж в лечебной методике?

Также в комплексные упражнения ЛФК для детей ДЦП входят массажные процедуры. Они эффективно помогают пациентам расслабиться, улучшают кровообращение, приводят в норму обменные процессы и убирают спазмы. Чтобы улучшить состояние опорно-двигательного аппарата нужно использовать несколько видов массажа:

  • точечный;
  • сегментарный;
  • классический.

После первого знакомства с методиками массажа, родители могут его делать малышу самостоятельно дома. Этим процедурам учат на специализированных курсах.

Также недавно разработан еще один комплекс упражнений ЛФК с детьми ДЦП. К этим процедурам можно отнести:

  • Непрерывное поглаживание конечностей, это быстро расслабляет мышцы.
  • Валяние благотворно влияет на большие области тела.
  • Катание, хорошо действует на плечевые и тазобедренные суставы.
  • Легкое поколачивание, способствует быстрому расслаблению мышц.
  • Растирание тела при помощи ладони, эта процедура отлично стимулирует мышцы спины, бедер и ягодиц.
  • Поглаживания прерывные, хорошо держат в тонусе все мышцы.

Важный момент! Все упражнения и массажи должны быть дозированы, увеличивать их продолжительность нужно постепенно, по мере улучшения состояния пациента.

Водные процедуры в бассейне

Занятия ЛФК с детьми ДЦП должны быть разными, в этот комплекс входят водные процедуры. Маленькие детки любят воду, но этот процесс должен длиться не более получаса, потому что мышцам нельзя переутомляться.

Занятия должны быть системными, в день их можно делать 2-3 раза, разовое посещение бассейна будут не эффективным. К водным процедурам нужно приучать малышей постепенно.

В любой программе ЛФК для детей с ДЦП существуют упражнения на воде. Эти процедуры проводятся только под контролем инструктора. В них входят:

  • Окунание тела в воду по плечи.
  • Легкое покачивание на воде.
  • Водная гимнастика (горизонтальное положение на животе, взмахи руками и ногами).

Дополнительные тренажеры

Существуют несколько видов тренажеров ЛФК для детей с ДЦП. Например, коврик с ребристой поверхностью. Ребенка следует по не многу приучать ходить по нему босиком.

Благодаря экспандеру можно быстро разработать моторику у деток. Также можно для этого использовать маленькие мешочки с пшеном или рисом.

Прыгуны и ходунки, специально разработанные для малышей с детским церебральным параличем, у них есть ортопедические вставки. Перед покупкой дополнительных тренажеров необходимо проконсультироваться с врачом.

Инструктор ЛФК для детей с ДЦП помогает каждому ребенку делать упражнения правильно, поддерживая его морально и физически.

Интересно! Все программы лечебной физкультуры разрабатывались группой медиков и ученых, которые учитывали все сложности и нюансы заболевания.

После этих упражнений у пациента входят в тонус сразу несколько групп мышц, повышается иммунитет, а также улучшается кровообращение и обмен веществ. Малышам необходимы эти процедуры, они хорошо влияют на их здоровье.

Медицинский центра "Сакура" принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

Составитель: учитель - дефектолог

«Ум ребёнка находится на

В. А. Сухомлинский

• Актуальность образовательной программы в том, что от уровня развития мелкой моторики у детей с церебральным параличом зависит состояние двигательных умений и навыков, которые составляют основу трудовой, игровой, учебной деятельности, что необходимо для успешной адаптации и интеграции детей в современном обществе;

• установкой учреждений дополнительного образования детей на воспитание и развитие ребенка, имеющего особые возможности и потребности, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство адаптации, формирования компенсаторных возможностей у детей с ОВЗ;

• запросом образовательных учреждений на разработку программ для организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями;

• образовательными потребностями родителей воспитанников города Ставрополя, для которых на первом месте стоит физическое развитие ребенка, возможности реализовать свои способности и возможности;

Необходим индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.

Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами. Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Инновация образовательной программы состоит в том, что она ориентирована на детей с ограниченными возможностями. С детьми страдающими детским церебральным параличом необходимо применять комплексную программу по развитию мелкой моторики. Применяли как дополнительное домашнее задание для дома раскрасить 2 рисунка в выходные, сбор цветных пирамидок, сбор кубиков, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассажа, пассивно – активная гимнастика. Они не требуют специального оборудования и могут проводиться как дефектологомна занятиях, так и самими родителями. Применяемые методы помогут организовать нескучную и разнообразную деятельность детей с ДЦП. А так же разнообразие занятия благоприятно влияет не только на эмоциональный фон занятия, но и способствуют вовлечению занимающихся в реабилитационный процесс. Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять, развивается память, так как ребенок будет пытаться запомнить определенные положения рук и последовательность движений. В результате ежедневного выполнения простых упражнений направленных на развитие мелкой моторики, пальцы ребенка приобретут гибкость, силу и хорошую подвижность.

Была разработана программа, упражнения направленные на развитие мелкой моторики с включением в него самомассажа кистей рук с учетом возраста занимающихся и структурой дефекта.

Цель:развитие мелкой моторики руки у детей с ДЦП в домашних условиях.

Задачи программы:

1-й блок. Развитие познавательных способностей.

2-й блок. Развитие собственных движений рук для осуществления

предметных и орудийных действий.

Многофункциональность и многоуровневость задач программы позволяет включить в реабилитационный процесс ребенка с любым уровнем актуального развития.

В рамках программы для каждого ребенка выбираются те задачи, которые лежат в зоне его ближайшего развития и решаются в соответствии с уровнем его актуального развития.

1. Повышение уровня развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий.

2. Сформированность умения производить перцептивные действия с предметами для формирования сенсорных представлений.

Курс комплексной абилитации объемом 12 игровых занятий.

Периодичность занятий: 1 раза в неделю.

№ п/п Тема занятия Цели занятия Кол-во часов

1. Здравствуйте! *Знакомство с ритуалами и структурой занятия; формирование установки на ситуацию занятия.

**Создание положительного эмоционального фона; выявление актуального уровня развития детей; стимулирование общего подражания. 1

2. Вот они, игрушки! *Развитие зрительно – двигательной координации; развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

**Стимулирование познавательной активности детей; развитие умения соотносить реальный предмет с его изображением и использовать этот предмет по назначению; снижение мышечного тонуса рук. 1

3. Найди пару! *Стимулирование перцептивных действий, подражания движениям.

*Повышение тактильной чувствительности; развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; формирование соотносящих действий. 1

4. Матрешки играют

в прятки *Развитие праксиса позы пальцев; формирование соотносящих действий.

**Развитие зрительно – двигательной координации; формирование указательного жеста; развитие праксиса позы пальцев; развитие восприятия величины до уровня проб и умения строить сериационные ряды по величине. 1

5. Мальчики - пальчики *Формирование щепотного захвата; обособление указательного и среднего пальцев.

**Развитие соотносящих действий, встречных движений;развитие тактильного восприятия; развитие восприятия неречевых звуков; стимулирование интереса к пальчиковым играм. 1

7. В зоопарке *Развитие вращательных движений кистей рук, кинестетического праксиса.

8. Я и моя семья *Развитие поворотных движений кистей рук; формирование согласованности действий обеих рук.

9. Найди свой домик! *Развитие встречных движений кистей рук, кинетического праксиса.

**Развитие графомоторных навыков, соотносящих действий; развитие восприятия формы до уровня соотнесения. 1

10. Колобок *Совершенствование зрительно-двигательной координации; развитие динамического праксиса.

**Развитие щепотного захвата; развитие восприятия формы (круг) до уровня узнавания и умения соотносить плоскостные и объемные геометрические формы (круг и шар); ознакомление со свойствами геометрических тел. 1

11. Построим башню *Развитие согласованности действий обеих рук; дифференциация левой и правой рук.

**Формирование умения сравнивать предметы по форме и величине; развитие восприятия формы (квадрат) до уровня узнавания, величины до уровня зрительного соотнесения. 1

12. Разноцветные семейки *Развитие соотносящих и орудийных действий. **Дифференциация левой и правой рук; формирование указательного жеста; развитие игрового взаимодействия; развитие восприятия цвета до уровня соотнесения. 1

Содержание программы.

Проведению апробации данной программы предшествовал подготовительный период,включающий: выбор и обработку методической литературы, выбор необходимого дидактического материала. Важным этапом подготовки было создание педагогической копилки, включающей пальчиковые игры, развивающий видео- и аудиоматериал, способствующие выполнению задач программы. Итогом подготовки явилась разработка и проведение игровых занятий.

В реализации программы участвуют дети с различным уровнем развития мелкой моторики и сенсорных представлений.

Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям.

На игровых занятиях по развитию мелкой моторикисоблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др.

При организации игровых занятий по формированию навыков мелкой моторики используется интегративная форма,которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей.

Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть включает в себя ритуал приветствия, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики.

Заключительная часть, в течение которой проводится ритуал окончания занятия.

Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность занятий позволяет детям с ДЦП быстрее усвоить стереотипы занятий и действовать в соответствиис ними.

Каждый момент занятия имеет свою цель и специфику проведения:

Цель ритуала приветствия – установление контакта и положительного эмоционального фона занятия.

Цель ритуала прощания– логическое завершение занятия и подведение итогов через проговаривание положительных моментов занятия.

Ритуалы приветствия и прощания облачены в стихотворную форму, либо включают музыкальное сопровождение.

Пальчиковые игры проводятся с целью развития праксиса, увеличения амплитуды движений пальцев, формирования указательного жеста, обособления каждого пальца.

В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движения пальцами и кистями обеих рук. Вначале – по подражанию действиям взрослого, а затем – в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы – представления.

В играх у детейодновременно задействованы все виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое; это способствует полноценному восприятию изучаемого материала.

В занятия обязательно включаются физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.

Используются различные виды физминуток: игры в круге на подражание, сочетающие простые движения со стихотворным сопровождением, игры в круге, сочетающие движения с музыкальным сопровождением.

Описывая различные моменты игрового занятия, их цели и специфику, важно помнить, что на любом этапе занятия крайне важна рефлексия и детей, и родителей.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.

Анализ реализации программы.

Апробация программы включала 3 этапа:

1-й этап:первичная диагностика детей, участвующих в апробации программы;обработка результатов диагностики;

2-й этап:занятия с детьми, предусмотренные тематическим планом;

3-й этап: повторная диагностика детей ;обработка результатов диагностики.

На втором этапе проводятся занятия с детьми, предусмотренные тематическим планом. Для проведения данного этапа исследования была разработана система занятий, написан тематический план с учетом особенностей развития детей с ДЦП.

Третий этап включал в себя проведение повторной диагностики детей и обработку результатов диагностики.

2. Тренажёры для развития мелкой моторики.

3. Мячики, шарики.

4. Пластилин, тесто, глина.

5. Краски, карандаши.

6. Цветная бумага, клей.

10. Конструктор, мозаика.

14. Счётные палочки, спички.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с пластилином, с тестом, глиной

Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.

- скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, сушку и т. д. ;

- разрезать на кусочки;

- мять и отщипывать;

- надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток;

Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.

-Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками, кистью.

- Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой.

- Рисование краской, гуашью, углём.

- Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.

- Работа по трафарету.

- Дорисовывание предметов и деталей.

- Рисование по опорным точкам.

- Работа в книжках – раскрасках.

Способствует развитию мелкой моторики, умение работать с ножницами, развитие сноровки, пространственной ориентировке на листе бумаги, творчества, усидчивости.

- наклеивание готовых форм;

- вырезывание несложных деталей;

- использование различного материала (бумаги, картона, сухих листьев, бисера, крупы, песка).

Способствуют: развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.

- Складывание различных фигур.

- Разрывание бумаги на мелкие части.

- Комкание и скатывание бумажного мячика.

- Вырезание ножницами, склеивание различных объёмных игрушек.

- Аппликация из бумаги, салфеток.

Игры с конструктором и мозаикой

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, творческие потребности и произвольные действия, различение цвета, формы.

-собирание по схеме;

Игры с пуговицами – пуговичный массаж

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины, пространственной ориентировки, творчества, фантазии, смекалки, сообразительности.

-Катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди;

- заполнять просторную коробку пуговицами;

- перетереть пуговицы между ладонями;

- найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д. ;

- застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы;

- решение задач при помощи пуговиц;

- составление узора из пуговиц.

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

- Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;

- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки;

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв;

- заполнение бобовых в отверстие разной формы и величины;

Способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления и органов артикуляции.

- шнуровка на игрушке – основе.

Игры со счётными палочками, спичками

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, пространственного мышления.

- Брать палочки, спички разными пальцами, от указательных – к мизинцам;

- перекладывание с одного места на другое;

- выкладывание рисунка по схеме;

- наклеивание спичек по образцу.

Игры с водой и песком

Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.

- различные изображения (рисование) на песке;

- работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой);

- раскрашивание воды (опыты с водой);

- поделки с применением песка.

Игры с камушками, бусинками, пробками, макаронами

Способствуют развитию мелкой моторики, развитие ловкости рук, мышления, творчества, фантазии, пространственной ориентировки; развитие чувства цвета, формы, величины.

- перебирать, брать разными пальчиками;

- находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме);

- раскрашивание камушек, макарон;

- нанизывание бусинок, пробок, макарон на проволоку или шнурок;

- выкладывание по образцу;

-перекладывание из одной ёмкости в другую;

Куклотерапия, пальчиковый театр

Способствует развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.

- одевание куклы на разные руки;

- имитация движений и речи.

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.

- доставать прищепки из корзинки;

- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Ниткография (ниткопись)

Способствует развитию мелкой моторики, развитие ловкости пальцев рук, пространственной ориентировки, творчества, мышления, тактильных ощущений.

- наматывание нитей на клубок;

- распускание моточков;

- выкладывание по образцу.

Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память.

Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторикиприносят положительные результаты:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание.

4. Улучшаются движения пальцев руки.

5. Определяется ведущая рука.

6. Изменяется тип хватания.

7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.

8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

Занимательные игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях Развитие мелкой моторики в домашних условиях Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП ДЦП прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития ребенка,.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.