Туризм для детей с дцп

5 минут Татьяна Григорьева 1866


  • Что такое туризм для людей с ОВЗ?
  • Преимущества активного досуга
  • Трудности организации
  • Неограниченные возможности
  • Туризм при участии благотворительных организаций
  • Видео по теме

В России, где в последнее время для инвалидов делается все возможное для обеспечения максимального удобства, крайне редко поднимаются вопросы их отдыха, и при этом совсем немногие верят, что он может быть активным.

А ведь для большинства других стран туризм для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это стандартная форма жизнедеятельности, и никто из них не отказывает себе в этом праве. Все специалисты в сфере медицины и социальной политики глубоко убеждены, что данный вид проведения досуга является неотъемлемой частью интеграции инвалида в обществе.

Что такое туризм для людей с ОВЗ?

Туризм для инвалидов – это особая разновидность рекреационного туризма, то есть передвижение людей для отдыха, требующегося для восстановления моральных и физических сил, проводимое в свободное от трудовой деятельности время.

В большинстве стран мира данный вид досуга благодаря своей доступности уже давно стал массовым и распространенным настолько, что практически каждый инвалид может себе позволить отправиться в желаемую поездку. Именно поэтому люди, выезжая за границу, удивляются, что там очень много инвалидов.

На самом деле просто в других станах такие граждане имеют больше возможностей проводить досуг вне дома и даже путешествовать, в отличие от инвалидов, живущих в России и СНГ. Законодательство многих государств полностью поддерживает идею полноценности человека с ОВЗ и его безусловное право на тот уровень жизни, который необходим ему для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и социального развития.

А возможность путешествовать, знакомиться с новыми людьми, краеведческими и историческими объектами рассматривается как незаменимая составляющая интеграции и социализации индивида.

Преимущества активного досуга

Благодаря разработке и реализации подходов к туризму для людей с ОВЗ, им становится намного проще удовлетворять свои социокультурные потребности. Вовлекаясь в туристско-краеведческую деятельность, инвалиды одновременно получают целый список преимуществ, включающих:

  • оздоровительное воздействие окружающей среды;
  • психофизическую активность на лоне природы;
  • кардинальную смену окружающей обстановки;
  • возможность получения дополнительной социальной роли;
  • перемены в социальной ситуации развития, расширение круга общения;
  • снижение степени негативного воздействия дефекта или болезни на жизнь;
  • взаимодействие в коллективе, группе людей с равным социальным статусом;
  • рост жизненного потенциала – получение нового опыта, знаний, умений, профессиональных навыков и т.д.

После подобных мероприятий значительная часть людей с ОВЗ находит себе не только единомышленников и новых друзей, но и различные посильные виды деятельности, благотворно влияющие на жизненную позицию в целом.

Трудности организации

Даже учитывая тот факт, что туризм для нетрудоспособных людей является одним из эффективных видов реабилитации, стоящим практически на одной ступени с медпрепаратами и специализированной техникой, в нашей стране он доступен немногим.

Физическая неполноценность для большинства связана не только с телесными страданиями, но и с моральными. Такие люди зачастую изолированы от общества, опасаются лишнего передвижения, стараются не выходить из дома и страшатся любых перемен в жизни, так как уверены, что мир за дверью примет их враждебно.

При этом общество не способно до конца понять моральные проблемы инвалидов, их страхи и вытекающие из них трудности, с которым последним приходится сталкиваться на протяжении всей своей жизни.

Туризм для инвалидов является своего рода переходной гранью, позволяющей показать всем, что люди с ОВЗ могут также наслаждаться жизнью, как и обычные граждане, не имеющие физических дефектов. По мнению многих руководителей благотворительных фондов, которые оказывают поддержку инвалидам, государство должно принять меры для выведения их адаптации на новый уровень.


Неограниченные возможности

На текущий момент мало говорится о положительном эффекте от путешествия или кратковременной экскурсии для человека, который почти все время вынужден быть дома, погруженным в свою боль и проблемы. Однако инвалиды, испытавшие душевный подъем от поездок, горят желанием продолжать и стараются скопить на это деньги.

Ведь, когда они начинают путешествовать, исчезают страхи – выйти из дома, лететь на самолете, заходить в море и контактировать с другими людьми. Нередко оказывается, что люди с тяжелейшими травмами могут опускаться на дно с аквалангом или летать на парашютах.

Такие события переворачивают весь их внутренний мир, появляется моральная устойчивость и дальнейшее желание взаимодействия с окружающими. Хотя большинству инвалидов достаточно меньших достижений, чтобы без особого труда адаптироваться к нормальной жизни. Страх, из-за которого они ощущают свою неполноценность, навсегда уходит, уступая место уверенности и интересу к происходящему.

Благодаря усовершенствованию безбарьерной среды для людей с ОВЗ многие отели, рестораны и прочие заведения для проведения досуга в состоянии принять с полным комфортом маломобильного человека. Теперь порадовать себя путешествиями доступно не только нетрудоспособным гражданам высокоразвитых стран, но и инвалидам России, Украины и всего СНГ.

К примеру, колясочники смогут посетить Иордан в Израиле, непосредственно приблизившись к святыне. На Мертвом море оборудованы специальные спуски, что позволит им подъехать поближе и при желании окунуться в его целительные воды. По такому же принципу оснащены пляжи в Испании, Греции и других странах, принимающих большое количество туристов.

В России одним из предпочитаемых видов подобного досуга являются экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу, Казани, которые интересны как взрослым, так детям. Последним, особенно малышам с аутизмом, ДЦП массу приятных впечатлений и полезных навыков приносят поездки с целью проведения дельфинотерапии или иппотерапии (лечение при помощи лошадей).

Туризм при участии благотворительных организаций

Безусловно, не у всех инвалидов есть возможность поехать на экскурсию или в путешествие. Но это не является неразрешимой проблемой. Сейчас существует множество благотворительных фондов, деятельность которых направлена на оказание помощи людям с ОВЗ.

Организации занимаются не только предоставлением лекарств и необходимой техники, но также нередко собирают и вывозят на различные мероприятия инвалидов. Найти такие фонды очень легко, как правило, они рекламируют свою деятельность в различных лечебных заведениях или оставляют информацию в социальных службах.

Человек, ставший инвалидом в зрелом возрасте и сохра­нивший возможность передвигаться, имеет возможность об­щаться с природой, так как у него имеются необходимые для этого знания, умения, навыки. Особые дети не могут начать ходить в походы без посторонней помощи и предварительной подготовки.

Между тем существуют технологии, делающие приро­ду доступной практически для любого пожилого человека и инвалида, которым по состоянию здоровья можно поки­дать город. Так, несколько лет подряд вместе с мамой выез­жает в туристские лагеря инвалид I группы В. Екатерина из г. Уфы, которая не может не только ходить или стоять, но даже говорить и самостоятельно есть. Девушка прекрас­но чувствует себя на природе, обожает смотреть туристские соревнования инвалидов, с огромным удовольствием слуша­ет туристские песни вечером у костра. Каждый год она с нетерпением ждет лета, чтобы снова встретиться с приро­дой и туристами.

Много лет Центр медико-психологической реабилитации г. Уфы работает с Республиканским центром детско-юноше­ского туризма и экскурсий (в дальнейшем РЦДЮТиЭ) Респуб­лики Башкортостан. Опыт совместной работы двух организа­ций с детьми с ограниченными жизненными возможностями доказывает, что туризм является эффективным фактором ме- дико-педагогического воздействия на детей-инвалидов с по­ражением центральной нервной системы и опорно-двигатель- ного аппарата.

Одним из главных реабилитационных результатов тури-стских лагерей является осознание детьми-инвали­дами и их родителями того факта, что инвалидность, не­смотря на всю трагичность, не является приговором для жизни в четырех стенах. Дети-инвалиды, обучающиеся в школах-интернатах и занимающиеся в кружках РЦДЮ­ТиЭ, являются позитивным примером для других учащих­ся этих интернатов.

Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Это утверждение с полным правом можно отнести и к психологи­ческим комплексам. Если особый ребенок путешествует с 5-12-летнего возраста, смена образа жизни, отрыв от циви­лизации, передвижение на дальние расстояния, спокойное от­ношение к дискомфорту походных условий становятся для него естественными. Тем самым обеспечивается профилакти­ка возникновения страхов, которые во взрослом периоде пре­пятствуют расширению социально-географического простран­ства (страх оторваться от микросреды и цивилизации, попасть в незнакомую обстановку). Во время походов ребенок получа­ет уникальные знания по выживанию в условиях отрыва от цивилизации, которые нельзя получить в большинстве дру­гих сфер досуговой деятельности. Полученные знания предоп­ределяют его поведение и влияют на многие психические про­цессы (Величковский Б.М.).

Особенности работы с особыми детьми:

- Занятие должно быть непродолжительным, интерес­ным, динамичным.

- В процессе одного занятия не следует осваивать больше одного-двух навыков, так как внимание и память у детей, как правило, снижены.

- К освоению сложного многокомпонентного навыка в целом можно переходить только после того, как будет освое­на каждая из его составляющих.

- Каждый навык надо закрепить посредством многократ­ного повторения. При этом не должно быть рутинного зазуб­ривания, вызывающего отвращение к процессу обучения. Игровая форма проведения занятия позволяет сделать тренинг интересным и неутомительным.

- Численность детей с ДЦП на каждого педагога не дол­жна превышать 8 человек. Это связано с множеством при­чин, и в частности с тем, что внимание и память среднего руководителя колеблется в пределах 8 многофакторных единиц и он физически не может обеспечить качественное управление сложной группой при большем количестве уча­стников.

- При тренировках на местности нельзя забывать, что выносливость при ДЦП снижена. Нагрузки должны быть до­зированными.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Токмаков Александр Анатольевич, Ямалетдинова Галина Александровна, Котова Наталья Юрьевна

Представлена авторская методика для детей с детским церебральным параличом с использованием средств туризма. Приведены результаты реализации методики, представлены данные, позволяющие судить об эффективности разработанной методики.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Токмаков Александр Анатольевич, Ямалетдинова Галина Александровна, Котова Наталья Юрьевна

MOTIVE REHABILITATION OF TEENAGERS WITH THE CHILDREN''S CEREBRAL PALSY MEANS OF SPORTS TOURISM

The author's technique for children with a children's cerebral palsy of c use of means of tourism is presented in article. Results of realization of a technique are given, the data allowing to judge efficiency of the developed technique are submitted.

SPORTS GAMES IN OPTIMIZA TION OF EXTERNAL BREA TH STUDENTS

V.A. Tishchenko, I.I. Terzieva

In the article the results of a study aimed at identifying the impact of breakout sessions on team sports on the functional state of the system of external respiration pupils aged 14-15. The results obtained in the study suggest that the dynamics of the external breathing system of young boys 14-15 years shows the positive effect of the sectional sessions in football, volleyball and basketball on these indicators.

Key words: indicators of external respiration, sports, physical health of students.

Tishchenko Valeria Alekseevna, candidate in Physical Education and Sport, associate professor, ms. valeri 71 amail. ru, Ukraine, Zaporizhzhye, Zaporizhzhye National University,

Terzieva Inna, student, ms. valeri7lamail.ru, Ukraine, Zaporizhzhye, Zaporizhzhye National University

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА

А.А. Токмаков, Г.А. Ямалетдинова, Н.Ю. Котова

Представлена авторская методика для детей с детским церебральным параличом с использованием средств туризма. Приведены результаты реализации методики, представлены данные, позволяющие судить об эффективности разработанной методики.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, спортивный туризм, двигательная реабилитация.

В последнее время во всем мире и в частности в Российской Федерации, наблюдается рост числа инвалидов, как взрослых, так и детей. Детская инвалидность в свою очередь является индикатором ухудшения состояния здоровья населения [1, 2]. Этот факт вызывает озабоченность всего общества. Известно, что именно здоровьем детей определяет репродуктивный потенциал нации и является фактором национальной безопасности, имеет большое социальное значение. Поэтому инвалидность у детей - более тяжелое явление, чем инвалидность у взрослых [4].

По статистическим данным среди инвалидов особенно много лиц с поражением нервной системы, в том числе с таким сложным заболеванием как детский церебральный паралич, на долю которого в Российской Федерации приходится (59,8 %). Большинство существующих в настоящее время методов сводятся к применению медикаментозной терапии и массажа в сочетании с приемами лечебной физкультуры или ортопедохирургическим лечением [3, 5, 6]. К сожалению, использование этих мероприятий не являются залогом успешного восстановления

двигательных функций, потерянных в результате заболевания. Как свидетельствует мировой опыт, одним из наиболее целесообразных восстановительных мероприятий в этом плане является привлечение инвалидов к занятиям физической культурой и спортом. Занимаясь доступным видом спорта, инвалид получает возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения, самоопределения. Кроме этих, психологических, аспектов участия в спортивном движении способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций. Что в свою очередь, является существенным фактором социальной реабилитации инвалида [8].

Среди инвалидов особой популярностью в виду своей доступности пользуется спортивный туризм. Помимо увеличения двигательной активности он может в значительной степени приблизить жизненное пространство инвалидов к жизненному пространству здоровых людей [7].

С точки зрения задач физического воспитания, наибольшее значение в туризме имеет разнообразие двигательной деятельности в естественных условиях природы. Передвижения по пересеченной местности, преодоление разнообразных препятствий и осуществления других необходимых движений значительно обогащается двигательный опыт и фонд двигательных умений и навыков. При этом большое значение имеет то, что организм приучается хорошо приспосабливаться к частым сменам содержания двигательной деятельности и условий ее осуществления. Разнообразная двигательная деятельность оказывает большое значение для физического развития и укрепления здоровья детей. Организованное передвижение и преодоление препятствий, работы по самообслуживанию и другие действия существенно влияют на развитие скелетной мускулатуры, укрепление внутренних органов и нервной системы и улучшение обмена веществ в организме. Эффективность влияния двигательных действий на организм значительно возрастает вследствие очень благоприятных в гигиеническом отношении внешних условий. Но нужно иметь в виду, что все эти влияния носят недифференцированный характер, поэтому очень важно обеспечить сочетание с общеразвивающими физическими упражнениями. Также занятия имеют очень большое воспитательно-образовательное значение. Он обеспечивает приобретение многих жизненно важных общеобразовательных и специальных знаний, способствует укреплению здоровья, разностороннему развитию интеллектуальных и волевых качеств [7].

Анализ развития детского туризма в стране показывает, что в российской школе средства туризма представляют эффективное социально-педагогическое средство физического воспитания и оздоровления детей. Однако в специальных коррекционных образовательных учреждениях, туризму, как средству физического воспитания детей-инвалидов уделено не достаточно внимания.

Между тем, существующие на данный момент программы занятий по туризму для детей инвалидов в большей степени направлены на

туристско-краеведческую работу, а такие базовые блоки как ОФП, СФП в них отсутствуют. Так же не разработана программа занятий спортивным туризмом на начальном этапе подготовки детей с ДЦП

На основании данных научно-методической литературы и собственных результатов исследований была разработана методика двигательной реабилитации подростков с ДЦП средствами спортивного туризма, которую рассматриваем как систему, включающую структуру, содержание занятий, принципы, методы, формы проведения занятий, комплекс условий.

В структурные характеристики программы входят учебный план занятий на 2 года подготовки, раскрывающий теоретическую подготовку -основы использования специального снаряжения в туризме; общую и специальную физическую подготовку - укрепление организма, развитие двигательных качеств, необходимых в спортивном туризме и быту; техническую - техника и способы вязания узлов, креплений, прохождения препятствий; тактическую - подбор специального снаряжения, преодоление сложного природного рельефа; ориентирование - овладение навыками определения своего местоположения в окружающем пространстве; выживание в экстремальных условиях - улучшение психо-эмоциональной сферы подростка.

Повышение эффективности разработанной нами методики двигательной реабилитации обеспечивается соблюдением комплекса организационно-педагогических; методических и информационных условий.

Учебно-тренировочные занятия по спортивному туризму с применением разработанной программы проводились на протяжении 2 лет, общее количество часов 216 в год, продолжительность занятий 2 академических часа, по 3 учебно-тренировочных занятий в неделю.

В первый год занятий особое внимание уделялось физической подготовке, адекватной возможностям каждого подростка с направленностью на развитие координации и общей выносливости. Использовались методы: строго-регламентированного упражнения, игровой и интервальный. Для развития координационных способностей применялись упражнения на реагирующую способность, на точность различения мышечных усилий, временных отрезков и расстояния, симметричные и ассиметричные движения, парные и групповые. Для развития выносливости - бег 200-500 м, ходьба в быстром темпе.

На втором году обучения центральное место занимали специально-подготовительные упражнения, которые включали элементы соревновательной деятельности, а также действия приближенные к ним по форме, структуре и характеру физических качеств и деятельности функциональных систем организма.

Исследование проводилось на базе Республиканского детского оздоровительно-образовательного центра туризма и школы-интерната № 13

VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Исследованием было охвачено 66 подростков со спастической формой ДЦП в возрасте от 13 до 16 лет.

В контрольной группе (34 чел.) занятия проводились по стандартной программе спортивного туризма, в экспериментальной группе (32 чел.) занятия проводились по разработанной нами программе двигательной реабилитации для подростков с ДЦП.

Для оценки физических качеств использовались двигательные тесты, определяющие: выносливость, быстроту двигательной реакции и координацию, силовую подготовленность, гибкость.

Первое место среди физических качеств, необходимых для занятий спортивным туризмом, занимает выносливость, для определения уровня которой использовался тест - бег на 200 м. По его результатам наблюдалась значительная положительная динамика показателей - в ЭГ на 35,0 % по сравнению с КГ, что доказывает рациональное использование круговой формы организации занятий с применением интервального метода.

В тестах на координацию при метании резинового мяча в мишень: в экспериментальной группе выявлено существенное повышение координационных способностей у подростков с ДЦП по сравнению с исходными показателями к концу второго года обучения в среднем на 72 %. Это свидетельствует об эффективности подбора специальных упражнений и методов (игрового и строго регламентированного упражнения).

В спортивном туризме гибкости, как одному из необходимых физических качеств, отводят лишь 5 место. Однако, для подростков с ДЦП, развитие этого качества является необходимым для выполнения движений, как в спортивной практике, так и в быту.

Результаты в тесте на гибкость в экспериментальной группе улучшились в плечевых, локтевых и голеностопных суставах соответственно на 18 %, 28,5 %, 34,6 % и 18,7 %, что способствует повышению уровня двигательных возможностей подростков с ДЦП.

Психологические свойства личности оценивали по показателю

тревожности и агрессии. К концу эксперимента отмечены статистически достоверные положительные изменения между экспериментальной и контрольной группой в показателе тревожности - на 40,2 %, и показателях уровня агрессии на 28,2%, что способствует повышению уровня общительности и уровня социализации подростков с ДЦП.

Таким образом, можно отметить, что в целом результатом реализации методики явилась положительная динамика в показателях физической подготовленности; участие в соревнованиях различного уровня по спортивному туризму и спортивному ориентированию, в которых подростки неоднократно становились призерами и победителями; эффективная социализация и формирование бытовых навыков подростков с ДЦП.

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограничениями в состоянии здоровья. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.

2. Андреева О.С. Организационные и методические основы формирования и развития государственной службы реабилитации инвалидов Российской Федерации: автореф. дис. . д-ра мед. наук. М., 2002. 52 с.

3. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М.: Советский спорт, 2005. 224 с.

4. Дмитриев В.С. Адаптивная физическая реабилитация: структура и содержание: автореф. .дис. д-ра пед. наук. М., 2003. 47 с.

5. Кожевникова В.Т. Новые технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом в поздней резедуальной стадии: дис. .д-ра мед. наук. М., 2005. 262 с.

6. Котова Н.Ю. Особенности постурального контроля у подростков со спастической формой детского церебрального паралича при использовании авторской программы: дис. .канд. биол. наук. Челябинск, 2012. 124 с.

7. Токмакова Н.Ю. Двигательная реабилитация подростков c детским церебральным параличом: дис. .канд. биол. наук. Тула, 2015. 124 с.

8. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2007. 608 с.

Токмаков Александр Анатольевич, канд. пед. наук, доц., aleksandr. tokmakov@mail. ru, Россия, Уфа, Уфимский государственный нефтяной технический университет,

Ямалетдинова Галина Александровна., д-р пед. наук, зав. кафедрой, yamalga@mail. ru, Россия, Екатеринбург, Гуманитарный университет,

Котова Наталья Юрьевна канд. биол. наук, доц., начальник Центра научных исследований, здоровья и реабилитации, kny. 87@mail. ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК

MOTIVE REHABILITATION OF TEENAGERS WITH THE CHILDREN'S CEREBRAL PALSY

MEANS OF SPORTS TOURISM

A.A. Tokmakov, G.A. Yamaletdinova, N.Y. Kotova

The author's technique for children with a children's cerebral palsy of c use of means of tourism is presented in article. Results of realization of a technique are given, the data allowing to judge efficiency of the developed technique are submitted.

Key words: children's cerebral palsy, sports tourism, motive rehabilitations.

Tokmakov Alexander Anatolyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, aleksandr. tokmakovamail.ru, Russia, Ufa, Ufa State Oil Technical University,

Yamaletdinova Galina Aleksandrovna., doctor of pedagogical Sciences, manager of department, yamalgaamail. ru, Russia, Yekaterinburg, Humanities University,

Kotova Natalya Yurevna, candidate of biological Sciences, associate professor, chief of the Center of scientific researches, health and rehabilitation, kny. 87@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of URALGUFK

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О ВНУТРЕННЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И.И. Файзрахманов, Т.Ф. Мифтахов

Ключевые слова: имидж, учитель физической культуры, социально-психологические особенности.

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога.

В общественном сознании все более закрепляется представление об имидже как определенной ценности, от которой зависит успешность той или иной деятельности, индивидуальной или коллективной. Понятие

реабилитация через туризм

Обсуждение современных методов реабилитации детей с особыми потребностями. Реабилитация детей инвалидов


Реабилитация через туризм

Каждый ребенок имеет право на тот уровень жизни, который необходим для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Современное общественное сознание стремится создать для этого все условия независимо от начального состояния здоровья ребенка. Благодаря разработке и реализации гуманистической парадигмы системы образования становится возможным повышение уровня интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, более полное удовлетворение их социокультурных потребностей.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в качестве средства социальной реабилитации может выступать туристско-краеведческая деятельность, в которой основой реабилитации являются следующие факторы:

оздоровительное влияние природной среды и психофизическая активность на свежем воздухе;

изменение социальной ситуации развития: кардинальная смена обстановки, изменение и расширение круга общения;

изменение социальной роли ребенка (переход из роли опекаемого – объекта воздействия – в роль активного субъекта взаимодействия) ;

взаимодействие в группе, состоящей из равных по социальному статусу детей;

изменение степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей;

повышение жизненного потенциала: приобретение нового жизненного опыта, освоение новых знаний и умений;

расширение среды обитания (освоение новых природных условий и новых видов жизнедеятельности).

Важным положительным фактором туристско-краеведческой деятельности является улучшение здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности за счет получения необходимых навыков и автономного существования в условиях отрыва от цивилизации. Другими словами, туристско-краеведческая деятельность является важным аспектом в социализации детей с нарушениями в развитии.

Цель работы с данной категорией детей в туристско-краеведческой деятельности – создание условий для нормального развития ребенка безотносительно к заболеванию, которое нарушает этот процесс, а в конечном итоге – формирование успешного жизненного пути ребенка.

Для достижения данной цели специалистами Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Вышнего Волочка Тверской области выполняется Программа оздоровительного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в лагере реабилитационного туризма.

Основные цели и задачи программы
Основной целью программы летнего оздоровительного отдыха в лагере реабилитационного туризма является интенсивная социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в условиях совместного проживания со своими здоровыми сверстниками. Таким образом, лагерь реабилитационного туризма представляет собой действующую микромодель интегрированного сообщества (дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности и их родители; специалисты; здоровые дети), живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социальной реабилитации дезадаптивных детей и их последующей интеграции в общество.

Исходя из вышеизложенного основными задачами программы являются:

интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;

формирование у них навыков самостоятельного поведения;

приобретение ими новых навыков самообслуживания;

приобщение семьи к реабилитационному процессу;

общефизическое оздоровление детей и подростков;

привлечение здоровых сверстников к совместной деятельности с дезадаптивными детьми;

вовлечение профессионалов в работу с дезадаптивными детьми.

Работа лагеря осуществляется в одну смену – июль. Оплата путевок в лагерь реабилитационного туризма производится за счет программных средств госбюджета.

Лагерь реабилитационного туризма располагается в экологически чистом районе – на восточном побережье озера Селигер (Тверская область).

Участники проживают в палаточном городке. Общее количество детей не превышает 20 человек.

Необходимый штат сотрудников – 7 человек: начальник лагеря – 1, психолог – 1, врач – 1, социальный работник – 1, инструктор по туризму – 2, завхоз (водитель) – 1.

В лагере постоянно находится дежурный микроавтобус, в случае необходимости используемый в качестве санитарного транспорта, а также для доставки крупногабаритного туристического снаряжения.

Для обеспечения занятий и организации досуга детей требуется наличие канцелярских принадлежностей, игрушек, настольных игр, спортинвентаря, аудиоаппаратуры.

Для организации походов по пешим и водным маршрутам необходимо туристическое снаряжение: палатки; спальные мешки; рюкзаки; байдарки; спасательные жилеты, тенты и пр. В целях обеспечения техники безопасности походов необходимы лодка сопровождения с подвесным мотором и средства оперативной радиосвязи.

Требования, предъявляемые к участникам программы
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности не должно превышать 60% от общего.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в возрасте до 8 лет находятся в лагере только в сопровождении взрослых (родителей или других родственников). Исключение составляют случаи отсутствия сопровождающих в походах продолжительностью менее 3 дней. Дети старше 8 лет в зависимости от степени развития навыков самообслуживания и степени привязанности к родителям могут находиться в лагере как одни, так и с сопровождающими их родственниками.

Здоровые дети отдыхают в лагере без сопровождения взрослых. Минимальным требованием для них является обязательное посещение занятий Центра, где они знакомятся с особенностями поведения детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности и совместно с сотрудниками отрабатывают навыки взаимодействия с ними. Необходимым условием их пребывания в лагере также является наличие способностей к самообслуживанию в условиях жизни туристического лагеря и первичное знакомство с основами безопасности жизнедеятельности (обращение с огнем, правила поведения на открытых водоемах, Правила дорожного движения). Здоровые дети являются основными помощниками сотрудников в обеспечении жизнедеятельности лагеря (хозяйственные работы, благоустройство территории, подготовка и ремонт снаряжения).

Противопоказания к пребыванию детей в лагере реабилитационого туризма: дети младше 4 лет; дети с наличием судорожных состояний (исключение составляют случаи ремиссии продолжительностью более 5 лет) ; дети, получающие активное постоянное лечение психотропными препаратами; дети, имеющие хронические соматические заболевания, выраженные аллергические состояния.

Непрерывность реабилитационного процесса предполагает жесткие требования к специалистам: высокая эмоциональная и психологическая устойчивость, хорошее физическое здоровье, готовность к быстрому принятию решений в нестандартной ситуации, высокий уровень способности к постоянному коллективному взаимодействию. Интеграция профессионалов представляет собой единое системное взаимодействие, выработанное совместными усилиями специалистов различного профиля.

Организация реабилитационного процесса
Одним из важнейших принципов жизни в лагере является специальная организация пространства, времени и среды общения. При этом следует учитывать, что для части детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности организация их познавательной деятельности возможна только при участии взрослых.

Долговременной целью пребывания детей является постепенное расширение исследуемого и осваиваемого ими пространства:

освоение территории лагеря, близлежащих окрестностей (лес, озеро, деревни) ;

участие в походах различной удаленности от лагеря.

В своей работе специалисты сознательно отказались от жесткого расписания жизни лагеря по времени и видам деятельности с целью выработки у детей навыков самостоятельного принятия решений в условиях повышенной свободы выбора и большинство решений принимают путем коллегиального обсуждения с привлечением к этому всех участников процесса. Исключение составляют экстремальные ситуации, в которых специалисты берут на себя всю полноту ответственности за принятие решений.

На весь срок работы в лагере составляется рабочий план, который включает в себя время на адаптацию к условиям жизни туристического лагеря, установление партнерских взаимоотношений, подготовку к участию в походах и занятия на базе.
Одним из важнейших компонентов реабилитационного процесса является участие детей в походах различной степени сложности в целях ознакомления с природой и окружающим миром, дальнейшего развития навыков самообслуживания и общения, общефизического укрепления здоровья и активизации познавательной деятельности.

Протяженность туристических походов составляет от 5 до 20 км, а время нахождения в походе – от 1 до 3 дней.

Проводятся следующие виды походов: пешие, байдарочные, смешанные.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности участвуют в походах различной степени сложности как вместе с родителями, так и самостоятельно.

В силу повышенной физической и эмоциональной нагрузки в походных условиях у участников происходит активизация всех систем жизнедеятельности, а необходимость постоянного коллективного взаимодействия требует дальнейшего совершенствования навыков общения. При этом родители получают возможность ознакомления с новыми адаптационными способностями своих детей и приобретают полезные навыки их воспитания.

Для подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности участие в программе деятельности лагеря реабилитационного туризма является уникальным опытом самостоятельного проживания в незнакомых условиях. Поэтому адаптация таких детей к широкому спектру ситуаций, происходящих в жизни туристического лагеря, содействует максимальному расширению их круга общения и представления об окружающем мире.

Таким образом, лагерь реабилитационного туризма представляет собой активно действующую микромодель интегрированного общества, живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социально-психологической реабилитации дезадаптивных детей и их последующей интеграции в общество.

Клинико-психологическая экспертиза
Основным критерием оценки работы лагеря реабилитационного туризма является клинико-психологическая динамика состояния детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Это, безусловно, не единственный критерий – при анализе деятельности лагеря можно использовать ряд других показателей: количество повторных заявлений родителей, изменение продолжительности пребывания детей в лагере, характера и степени активности родителей при подготовке к выезду в лагерь и во время отдыха, динамичность и разнообразие режима, например количество и длительность пеших или лодочных походов. Но эти и другие показатели в большей степени могут зависеть от климатических и сезонных условий, материальной оснащенности лагеря снаряжением и т. д. и требуют некоторой уже сложившейся стабильности, структурности и достаточного опыта работы (4–6 лет). Клинико-психологический критерий оценки более динамичен и в основном отражает качество реабилитационного процесса, но все-таки является скорее эмпирическим и во многом зависит от тех теоретических, концептуальных позиций и подходов, которых придерживается сама реабилитационная бригада. Частично эта погрешность оценки может быть уменьшена, если в лагере работает много волонтеров (как взрослых, так и детей), профессиональный и личный опыт которых очень различен, а участие в работе и ее обсуждение пролводятся на равноправных, партнерских началах.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности встречаютя с постоянно наблюдающим их врачом незадолго до отъезда в лагерь и вскоре после возвращения. Результаты клинического обследования сопоставляются с отчетами или дневниками родителей, данными видеоматериалов за весь период пребывания ребенка в лагере, обсуждаются с психологами.

В заключение следует отметить, что любая аналитическая работа, связанная с описанием и оценкой деятельности интеграционного лагеря, должна проводиться при активном участии всех сторон реабилитационного процесса: родителей, социальных работников, врачей, психологов и самих детей.

Надежда Никандрова,
г. Вышний Волочек, Тверская обл. ;
Татьяна Никандрова,
к. п.н., доцент МПГУ, г. Москва

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.