Анатомо физиологические патология нервной системы

ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей

1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.

Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.

Понимание речи имеет большое значение для организации эффективной воспитательной работы с ребенком.

Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.

3. Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологи­ческих процессов растущего организма и непрерывная адаптация его к меня­ющимся условиям внутренней и окружающей среды. Нервная система закладывается уже на самых ранних этапах эмбриональной ста­дии (2 - 3-я неделя), и в течение всего срока беременности происходят интенсив­ные ее рост и развитие. Ребенок рождается с большим по объему, но морфологи­чески и функционально незрелым мозгом, дальнейшее совершенствование и дифференцировка которого происходят под многочисленными воздействиями вне­шней и внутренней среды до 20 - 25-летнего возраста.

Более законченную структуру имеет таламопаллидарная система, где миели­низация происходит еще во время внутриутробного этапа. Мозжечок относи­тельно высоко расположен, мал, имеет продолговатую форму и неглубокие борозды.

Наряду с недостаточным развитием клеток коры большого мозга и ее центров отмечается и функциональная ее слабость. Множество импульсов, поступающих в нее от интеро- и экстерорецепторов, вызывают в коре пассивное, длительное, иногда запредельное торможение, поэтому дети первых месяцев жизни спят боль­шую часть суток. Основные жизненные функции новорожденного регулируются межуточным мозгом (подкорковыми центрами таламопаллидарной системы), что объясняет, в частности, бессознательные, некоординированные, атетозоподобные движения новорожденных. Постепенная дифференцировка и миелинизация нервных клеток VII слоя коры и их аксонов, составляющих пирамидные пути, обусловливают последовательность развития статических и моторных функций ребенка. По мере созревания коры движения становятся все более точными, целенаправленными, а подкорковые узлы остаются регуляторами тонуса мышеч­ных групп.

Спинной мозг. Масса при рождении составляет всего 2—6 г, к 5 годам она утраивается, а к 20 — увеличивается в 5—8 раз. Длина спинного мозга увели­чивается преимущественно в грудном отделе и медленнее, чем размеры спинно­мозгового канала, поэтому нижний его сегмент расположен у новорожденного на уровне III поясничного позвонка, а к 4—-5 годам — между I и II поясничными позвонками, как и у взрослого, что практически важно учитывать при проведении спинальной пункции. Спинной мозг к моменту рождения имеет более законченное строение, к 2 годам он почти соответствует спинному мозгу взрослого и функцио­нально более совершенен, чем головной. На уровне рогов спинного мозга, миели­низация которых происходит еще на внутриутробном этапе развития, в основном замыкаются дуги врожденных безусловных рефлексов.

Периферическая нервная система. У новорожденного пред­ставлена редкими, недостаточно миелинизированными и неравномерно распреде­ленными пучками нервных волокон, миелинизация которых заканчивается на 2 - 4-м году жизни.

Вегетативная нервная система. Функционирует уже у новоро­жденного. После рождения отдельные симпатические узлы сливаются между собой, образуя мощные сплетения. Периферические ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие и миелинизацию к 3 - 4 годам. К этому времени уста­навливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообра­щения. Вследствие этого у детей раннего возраста физиологичной является сим-патикотония, на 3 - 4-м году сменяющаяся ваготонией. Затем устанавливается равновесие двух систем, а в пубертатном периоде нередко возникает вегетососудистая дистония на фоне гормональной перестройки.

К моменту рождения периферические отделы анализаторов - органы чувств - структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.

Оценивая высшую нервную деятельность ребенка и соответствие развития его ЦНС возрасту, необходимо помнить следующее: 1) дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей и нервных стволов происходят в опреде­ленной последовательности; 2) образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и его подкрепления (в ран­нем детском возрасте — пищевая доминанта); 3) структурное совершенствование коры идет параллельно развитию функции, причем последняя при правильном воспитании (направленная выработка положительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологического субстрата и способ­ствовать ему.

Анатомо-физиологические данные. Основные структурные и функциональные единицы нервной системы — нервные клетки, или нейроны, нейроциты, — подразделяют на чувствительные (сенсорные), двигательные (моторные) и вставочные (промежуточные). Чувствительные, или афферентные, нейроны передают раздражение от рецептора к центральной нервной системе, а в отдельных случаях сами выполняют функции рецептора (обонятельные рецепторы). Двигательные, или эфферентные, направляют двигательные сигналы от центральной нервной системы к исполнительным органам (мышцам, железам и т. д.). Вставочные, или промежуточные, соединяют афферентный и эфферентный нейроны между собой.

Проводящие пути состоят из цепи нейронов. При этом аксон (главный, или осево-цилиндрический, отросток) предыдущей клетки соединяется с дендритом (один из древовидных отростков) или телом последующей клетки, образуя синапс. Согласно современным данным, синапс представляет собой не спайку отростков, а щелевидное пространство, куда при передаче нервного импульса поступают химические вещества (медиаторы нервного возбуждения). Каждый нейрон может иметь огромное число синапсов. Сравнительно недавно стало известно о наличии в гипоталамусе секреторных нейронов. Выделяемый ими специфический секрет поступает по аксонам в гипофиз и участвует в регуляции его функций.

Нервные импульсы передаются от тела клетки по ее аксону к дендриту следующей клетки. Длина аксонов может достигать нескольких десятков сантиметров. Тела нейронов группируются в нервные узлы или ганглии, где корригируются или интегрируются нервные сигналы. Все другие образования нервной системы, в том числе и головной мозг, представляют собой комплекс нервных клеток и узлов.

Нервная система состоит из двух непрерывно взаимодействующих между собой отделов — соматического, или цереброспинального, и вегетативного. В центральной нервной системе, в которой различают головной и спинной мозг, можно выделить три звена управления функциями:

спинной мозг, в котором заложены многочисленные рефлекторные центры, ответственные за мочеиспускание, дефекацию, эрекцию, эякуляцию, а также чувствительные и двигательные центры. Травма (перерезка) дорсальных корешков спинного мозга приводит к потере чувствительности, а вентральных — к развитию паралича соответствующих групп мышц;

стволовую часть головного мозга, регулирующую сосудодвигательную, дыхательную функции, слезо- и потоотделение, управляющую сложными движениями;

кору больших полушарий — высший центр управления и координации внутренних процессов и реакций взаимодействия с внешней средой.

Вегетативный отдел координирует и регулирует процессы управления двигательными и секреторными функциями внутренних органов, трофикой всех тканей, сократительной функцией сосудов.

Основоположники учения о нервизме — И. М. Сеченов и И. П. Павлов — установили, что ЦНС регулирует и координирует функции посредством бесконечного числа безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. Каждый рефлекс реализуется с участием большого числа нервных элементов, составляющих рефлекторную дугу, в которой выделяют следующие звенья: 1) рецепторы, воспринимающие раздражения; 2) центростремительные (афферентные) нейроны, связывающие рецепторы с ЦНС; 3) нейроны ЦНС, анализирующие и переключающие импульсы; 4) центробежные (эфферентные) нейроны, связывающие ЦНС со всеми органами тела; 5) эффекторы — рабочие органы. Важная особенность рефлекторных реакций — обратная связь: в ЦНС непрерывно поступают сигналы о выполнении действия, на основе которых вносятся необходимые поправки.

Функции нервной системы в организме сложны и многообразны—она координирует взаимодействие всех органов и тканей организма, а также обеспечивает непрерывную адаптацию внутренних процессов и организма в целом к меняющимся условиям среды обитания. Указанные функции нервная система выполняет при постоянном взаимодействии с другими системами организма, прежде всего с эндокринной.

Адаптационные реакции животных чрезвычайно разнообразны. К морфологическим факторам адаптации могут быть отнесены формы и размеры тела, структура органов движения и кожных покровов, подкожной жировой клетчатки и пищеварительных органов. Физиологические аспекты адаптации включают в себя терморегуляцию, баланс воды, приспособление к условиям питания, симбионтные взаимоотношения с микроорганизмами, поведенческие реакции, акклиматизацию и т. д. В деятельности нервной системы при поддержании гомеостаза и развитии адаптации представлены как элементы саморегуляции, так и тенденция к централизации управления, основанные на принципе системности. Данный принцип предполагает наличие определенной функциональной роли у каждого уровня системы при одновременном подчинении вышестоящему уровню. Например, при обеспечении дыхательной функции спинной мозг ведает движениями грудной клетки; в продолговатом находится вегетативный центр дыхания, а кора головного мозга координирует дыхание с другими функциями организма.

Влияние нервной системы на развитие патологии. Анализ значения нервной системы в развитии патологии нередко связан с проблемой стресса. В качестве стрессоров в животноводстве часто фигурируют изменения температуры, адинамия, недостаточное или чрезмерное кормление, шум и другие факторы среды. В промышленном животноводстве существенно возрастает значение психических перегрузок, связанных с частым перемещением животных, ранним отъемом, скученным содержанием, изменением состава группы и т. д. Различают три стадии стрессовой реакции:

стадию тревоги, характеризующуюся снижением устойчивости к неблагоприятным факторам;

стадию резистентности, на которой адаптация хорошо выражена, резистентность повышена;

стадию истощения, которая наступает при стрессовых воздействиях большой силы или продолжительности, что сопровождается развивающейся недостаточностью механизмов адаптации; резистентность снижается, возможен летальный исход.

Стрессовые реакции возникают при непосредственном регулирующем и координирующем участии ЦНС, которая определяет интенсивность и продолжительность стресса в каждом отдельном случае. Стрессовые реакции чрезвычайно сложны, в процесс адаптации вовлекаются различные системы организма: сердечнососудистая, система крови лимфатическая и др., что превращает стрессовую реакцию в высокоэффективный инструмент поддержания гомеостаза. В этом заключается ее положительное значение как физиологической основы повышения продуктивности животных и их адаптации к новым технологическим приемам ведения животноводства. Не менее важно ее значение и при неблагоприятных ситуациях, когда стресс провоцирует снижение резистентности, нарушение гомеостаза, развитие болезни. В этом случае, как указывает П. Д. Горизонтов, стресс служит патогенетической основой развития болезни.

Органические нервные болезни — нарушение функций нервной системы вследствие выраженных морфологических изменений ее структур. К данным болезням относят воспаление головного и спинного мозга, отечность мозгового вещества, нарушение целостности нервов или вещества спинного мозга.

Функциональные нервные болезни характеризуются существенными изменениями функций нервной системы без выраженных морфологических изменений.

С развитием интенсивных методов ведения животноводства увеличивается число нервных болезней, вызванных травмами, нарушением обмена веществ, воздействием стрессовых факторов. Любое повреждение нервной системы неизбежно сопровождается расстройством кровообращения, дыхания, обменных и других жизненно важных функций. В то же время поражения печени, патология обмена веществ и многие другие болезни проявляются преимущественно синдромами нервных расстройств. На характерных признаках нарушения функций нервной системы базируется клинический диагноз многих инфекционных и паразитарных болезней (столбняк, бешенство, ценуроз, энцефаломиелит).

Нервная система, с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных органах и системах, с другой - устанавливается связь организма в целом с окружающей средой.

Деятельность нервной системы с возрастом плода и ребенка совершенствуется и усложняется. Наиболее интенсивное развитие центральной нервной системы происходит у детей раннего возраста, И. П. Павлов подчеркивал, что характер высшей нервной деятельности является синтезом наследственных факторов и условий воспитания.

Общее развитие умственных способностей, человека на 50% происходит в течение первых 4 лет жизни.

Закладка нервной системы происходит на первой неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10-й до 15-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим сроком формирования центральной, нервной системы. Развитие коры, головного мозга особенно активно лишь в последние месяцы внутриутробного периода.

Сложный процесс формирования головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Головной мозг новорожденного отличается относительно большой величиной, крупные борозды и извилины хорошо выражены, но имеют малую величину и глубину. Мелких борозд относительно мало, и они проявляются после рождения. Серое вещество плохо дифференцировано от белого. Кроме того, почти отсутствует миелиновая оболочка.

К рождению ребенка головной мозг относительно большой и составляет 1/8 массы тела (у взрослого - 1/40 массы тела). На 1 кг массы тела ребенка приходится 109 г мозга, у взрослого - 20-25 г. С возрастом масса головного мозга быстро увеличивается и к трем годам утраивается. Процесс дифференцировки нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту дендритов, образованию синапсов. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок, но особенно быстро в первые 3 месяца жизни. К 8 годам кора головного мозга по построению похожа на кору взрослого человека. Миелинизация в целом завершается только к 3-5 годам. Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых, что обеспечивает потребность быстро растущей нервной ткани в кислороде. Однако отток крови от головного мозга у детей первого года жизни несколько отличается от такового у взрослых. Это создает условия для аккумулирования токсических веществ и метаболитов при заболеваниях, чем объясняется более частое возникновение токсических форм заболевания у детей раннего возраста.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной, и темп его увеличения замедлен. Длина спинного мозга у новорожденных составляет 14 см, она удваивается к 7-10 годам. С возрастом нижний конец спинного мозга кверху по спинномозговому каналу, т. к. рост спинного мозга менее интенсивный, чем спинномозгового канала. При проведении люмбальной пункции необходимо учитывать, что у новорожденных нижняя часть спинного мозга находится на уровне 4-го поясничного позвонка.

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно подразделить на две группы. К первой группе относятся стойкие пожизненные автоматизмы (глотательный, сухожильные рефлексы и др.). Вторую группу составляют транзиторные рудиментарные оральные и спинальные сегментарные рефлексы (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой, хватательный Робинсона, рефлексы Моро, опоры, автоматической походки, ползания по Бауэру, Таланта, Переса).

Оценка безусловной рефлекторной деятельности должна проводится в тёплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии (бодрствования, сытым, сухим. Наносимые раздражения не должны причинять боль. Эти рефлексы подавляются при беспокойстве ребенка.

После рождения, благодаря морфологическим и анатомическим особенностям головного мозга, тип развития движений у детей отличается от развития моторики у детенышей животных. Движения новорожденного хаотичны, генерализованы, носят атетозоподобный характер.

Сон ребенка является естественным компонентом его физиологической деятельности. Новорожденные дети спят до 22 часов в сутки, в возрасте 6-8 месяцев - 15 часов, в 1 год -- 13-14 часов, в 5 лет - 10-12 часов.

Изучая анатомофизиологические способности ребенка необходимо проследить развитие органов чувств.

Закладка глаз происходит на 3-й неделе внутриутробного развития, однако к рождению ребенка дифференциация зрительного анализатора еще не завершена. У новорожденного отмечается умеренная фотофобия (зажмуривает глаза при ярком свете), нистагм. Слезные железы не функционируют, их функция начинается после 2 недель жизни. С 3 недель устанавливается бинокулярное зрение. В 6 месяцев ребенок хорошо видит крупные и мелкие предметы. В 4 года отмечается максимальная острота зрения.

Ухо у новорожденного достаточно развито, слуховой проход широкий, евстахиева труба короткая и широкая. Установлено, что новорожденный слышит, с 7-8 недель поворачивает голову в сторону звукового раздражителя.

Нервные механизмы дифференцировки обонятельных ощущений начинают функционировать в возрасте 2-4 месяцев, когда хорошо видна различная реакция ребенка на приятные и неприятные запахи.

Вкусовые луковицы формируются в последние месяц внутриутробного развития. Новорожденный ребенок негативно реагирует на горькое, соленое, кислое.

Тактильная, болевая и температурная чувствительность кожи формируется в раннем внутриутробном периоде и хорошо выражена уже у новорожденных детей.

Изучая развитие ребенка, необходимо остановиться на вредном влиянии алкоголизма, наркомании и токсикомании родителей на плод.

При антенатальном воздействии алкоголя и наркотиков, могут возникать различные нервно-психические расстройства у детей, так называемая алкогольная эмбриофетопатия. У этих детей выявляются краниофациальные аномалии, гипотрофия, различные нарушения деятельности центральной нервной системы. Заболеваемость детей, рожденных в семьях алкоголиков, в несколько раз выше, что свидетельствует о: снижении у них общего иммунитета. До 50% детей страдают задержкой психомоторного развития, а до 65% детей отстают в массе. Может отмечаться задержка роста.

При длительном и массивном воздействии алкоголя на плод появляются тяжелые формы аномалий развития; микроцефалия, микрофтальмия, расщелина неба, аномалия суставов, пороки сердца. Алкоголь хорошо проникает в гонады и вызывает поражение половых клеток, генные мутации хромосомные аберрации.

При обследовании таких детей необходимо выяснить развитие ребенка на первом году жизни, обратить внимание на поведение (безразличие, апатия, сонливость, возбуждение), выражение лица, мимику, жесты. Общий осмотр позволяет выявить гидроцефалию, симптомы болезни Дауна и др.

| следующая лекция ==>
Семиотика нарушений ФР | МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Нервная система, с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных органах и системах, с другой - устанавливается связь организма в целом с окружающей средой.

Деятельность нервной системы с возрастом плода и ребенка совершенствуется и усложняется. Наиболее интенсивное развитие центральной нервной системы происходит у детей раннего возраста, И. П. Павлов подчеркивал, что характер высшей нервной деятельности является синтезом наследственных факторов и условий воспитания.

Общее развитие умственных способностей, человека на 50% происходит в течение первых 4 лет жизни.

Закладка нервной системы происходит на первой неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10-й до 15-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим сроком формирования центральной, нервной системы. Развитие коры, головного мозга особенно активно лишь в последние месяцы внутриутробного периода.

Сложный процесс формирования головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Головной мозг новорожденного отличается относительно большой величиной, крупные борозды и извилины хорошо выражены, но имеют малую величину и глубину. Мелких борозд относительно мало, и они проявляются после рождения. Серое вещество плохо дифференцировано от белого. Кроме того, почти отсутствует миелиновая оболочка.

К рождению ребенка головной мозг относительно большой и составляет 1/8 массы тела (у взрослого - 1/40 массы тела). На 1 кг массы тела ребенка приходится 109 г мозга, у взрослого - 20-25 г. С возрастом масса головного мозга быстро увеличивается и к трем годам утраивается. Процесс дифференцировки нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту дендритов, образованию синапсов. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок, но особенно быстро в первые 3 месяца жизни. К 8 годам кора головного мозга по построению похожа на кору взрослого человека. Миелинизация в целом завершается только к 3-5 годам. Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых, что обеспечивает потребность быстро растущей нервной ткани в кислороде. Однако отток крови от головного мозга у детей первого года жизни несколько отличается от такового у взрослых. Это создает условия для аккумулирования токсических веществ и метаболитов при заболеваниях, чем объясняется более частое возникновение токсических форм заболевания у детей раннего возраста.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной, и темп его увеличения замедлен. Длина спинного мозга у новорожденных составляет 14 см, она удваивается к 7-10 годам. С возрастом нижний конец спинного мозга кверху по спинномозговому каналу, т. к. рост спинного мозга менее интенсивный, чем спинномозгового канала. При проведении люмбальной пункции необходимо учитывать, что у новорожденных нижняя часть спинного мозга находится на уровне 4-го поясничного позвонка.

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно подразделить на две группы. К первой группе относятся стойкие пожизненные автоматизмы (глотательный, сухожильные рефлексы и др.). Вторую группу составляют транзиторные рудиментарные оральные и спинальные сегментарные рефлексы (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой, хватательный Робинсона, рефлексы Моро, опоры, автоматической походки, ползания по Бауэру, Таланта, Переса).

Оценка безусловной рефлекторной деятельности должна проводится в тёплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии (бодрствования, сытым, сухим. Наносимые раздражения не должны причинять боль. Эти рефлексы подавляются при беспокойстве ребенка.

После рождения, благодаря морфологическим и анатомическим особенностям головного мозга, тип развития движений у детей отличается от развития моторики у детенышей животных. Движения новорожденного хаотичны, генерализованы, носят атетозоподобный характер.

Сон ребенка является естественным компонентом его физиологической деятельности. Новорожденные дети спят до 22 часов в сутки, в возрасте 6-8 месяцев - 15 часов, в 1 год -- 13-14 часов, в 5 лет - 10-12 часов.

Изучая анатомофизиологические способности ребенка необходимо проследить развитие органов чувств.

Закладка глаз происходит на 3-й неделе внутриутробного развития, однако к рождению ребенка дифференциация зрительного анализатора еще не завершена. У новорожденного отмечается умеренная фотофобия (зажмуривает глаза при ярком свете), нистагм. Слезные железы не функционируют, их функция начинается после 2 недель жизни. С 3 недель устанавливается бинокулярное зрение. В 6 месяцев ребенок хорошо видит крупные и мелкие предметы. В 4 года отмечается максимальная острота зрения.

Ухо у новорожденного достаточно развито, слуховой проход широкий, евстахиева труба короткая и широкая. Установлено, что новорожденный слышит, с 7-8 недель поворачивает голову в сторону звукового раздражителя.

Нервные механизмы дифференцировки обонятельных ощущений начинают функционировать в возрасте 2-4 месяцев, когда хорошо видна различная реакция ребенка на приятные и неприятные запахи.

Вкусовые луковицы формируются в последние месяц внутриутробного развития. Новорожденный ребенок негативно реагирует на горькое, соленое, кислое.

Тактильная, болевая и температурная чувствительность кожи формируется в раннем внутриутробном периоде и хорошо выражена уже у новорожденных детей.

Изучая развитие ребенка, необходимо остановиться на вредном влиянии алкоголизма, наркомании и токсикомании родителей на плод.

При антенатальном воздействии алкоголя и наркотиков, могут возникать различные нервно-психические расстройства у детей, так называемая алкогольная эмбриофетопатия. У этих детей выявляются краниофациальные аномалии, гипотрофия, различные нарушения деятельности центральной нервной системы. Заболеваемость детей, рожденных в семьях алкоголиков, в несколько раз выше, что свидетельствует о: снижении у них общего иммунитета. До 50% детей страдают задержкой психомоторного развития, а до 65% детей отстают в массе. Может отмечаться задержка роста.

При длительном и массивном воздействии алкоголя на плод появляются тяжелые формы аномалий развития; микроцефалия, микрофтальмия, расщелина неба, аномалия суставов, пороки сердца. Алкоголь хорошо проникает в гонады и вызывает поражение половых клеток, генные мутации хромосомные аберрации.

При обследовании таких детей необходимо выяснить развитие ребенка на первом году жизни, обратить внимание на поведение (безразличие, апатия, сонливость, возбуждение), выражение лица, мимику, жесты. Общий осмотр позволяет выявить гидроцефалию, симптомы болезни Дауна и др.

| следующая лекция ==>
Семиотика нарушений ФР | МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.