Что такое нервно психическая деятельность

Психическая деятельность – это все виды деятельности, которые осуществляются при участии различных форм сознания. Она во многом оказывает влияние на поведение человека в повседневной жизни, а также формирует поведенческие штампы и влияет на характер и личностные качества человека. Особенности психической деятельности являются предметом изучения многих психологов и ученых с древнейших времен, ведь людям всегда было любопытно, как и почему действует человек в тех или иных ситуациях. Ответ кроется в глубинных сферах человеческой психики, которая оказывает большое влияние на внешнее поведение человека и его жизненные установки.

Определение


Психическая деятельность человека включает в себя все виды деятельности, которые осуществляются с участием разнообразных форм сознания. Вся психическая деятельность основана на механизме удовлетворения человеческих потребностей различного рода, начиная от самого основного уровня физиологических потребностей, заканчивая духовными. Психическая деятельность – это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов, видов и уровней. В этом процессе формируется психология каждого отдельного индивида, а также человека в целом.

Процесс психической деятельности


Психической деятельностью называют сложный и многогранный процесс, включающий в себя несколько основных этапов:

  1. Получение информации и ее дальнейшая оценка.
  2. Выбор желаемой цели, которую следует достичь в результате деятельности.
  3. Планирование: выбор средств и методов, с помощью которых цель будет достигаться.
  4. Собственно деятельность с применением выбранных методов.
  5. Оценка результатов деятельности.

В случае если на последнем этапе человек оказывается не удовлетворен, он переходит к пересмотру всех этапов, анализируя, где именно что-то пошло не так: на этапе выбора желаемой цели, выбора методов и т. д.

Таким образом через процесс познания формируется личный опыт – психическая деятельность индивида становится более зрелой и эффективной. Человек учится делать правильные выводы, начинает нести ответственность за совершаемые поступки, делает более глубокий анализ своих действий и в целом приобретает множество других полезных психических и психологических навыков, которые делают его более развитым в психоэмоциональном плане.

Уровни

Психическую деятельность и психические процессы изучает наука психология. Теории о психической деятельности философы и ученые начали высказывать еще в глубокой древности. Ранее люди говорили лишь о связи поведения с психической деятельностью. Хотя данное утверждение также имеет право быть, тем не менее этот процесс куда глубже и сложнее, чем предполагалось ранее. Психическая деятельность - это функционирующая единовременно на трех уровнях система, элементы которой тесно связаны друг с другом.

Бессознательное


Бессознательный уровень – инстинктивно-рефлекторная деятельность, с которой рождается каждый человек. Поведение и психическая деятельность в данном случае регулируется неосознанными биологическими механизмами, которые направлены в основном на удовлетворение простейших биологических потребностей – самосохранение организма.

Но генетическая программа поведения человека также находится под контролем более сложных мозговых структур. Лишь в крайне критических ситуациях в психике человека может сработать данный защитный механизм: организм перейдет в режим автономной саморегуляции. Яркий тому пример – состояние аффекта.

Подсознательное


В то же время само подсознание имеет собственную многоуровневую структуру, которая включает нижний уровень с комплексами и автоматизмами и высший с интуицией.

Автоматизмами называют комплексы стереотипных действий в типовых ситуациях. Динамические стереотипы в данном случае – последовательность реакций в привычной ситуации (к примеру, манера взаимодействия с привычными предметами, управление знакомой техникой, речевые и мимические штампы и др.). Набор готовых поведенческих блоков разгружает сознание для более сложной работы – таким образом автоматизмы освобождают сознание от регулярных повторяющихся решений стандартных задач.

Также в подсознание попадают и разнообразные комплексы, которые являются по сути своей нереализованными желаниями, подавленными стремлениями или беспокойствами, завышенными ожиданиями. Комплексы имеют склонность к гиперкомпенсации: черпая большое количество энергии из подсознания, они создают устойчивую подсознательную форму поведения личности.

Высшей степенью подсознания является интуиция, которую также иногда называют сверхсознанием. Интуиция представляет собой мгновенные озарения, неожиданно всплывающие решения различных ситуаций, неосознанное предвидение событий на основе спонтанного обобщения и анализа предшествующего опыта. Но интуиция не всегда возникает именно в сфере подсознания, зачастую она просто удовлетворяет запрос сознания на определенный блок ранее полученной информации.

Самые яркие подсознательные доминанты способны повлиять на сознательную деятельность человека, создавая для него различные психологические барьеры и практически непреодолимые влечения. Подсознательное весьма устойчиво и неподвижно, в значительной степени типизирует поведение каждой личности.

Сознательное


Сознательная программа поведения является доминантной поведенческой системой для социально адаптированной личности. Хотя остальные сферы психической деятельности всегда играют фоновую роль в поведении личности, являясь своеобразной основой, тем не менее главной активной программой в жизни человека являются сознательные действия.

Сознание человека является механизмом понятийной регуляции его поведения и деятельности. Деятельность человека отличается от поведения животных созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью, которая по сути является осознанием целей и мотивов своих поступков, а также использование средств и методов, созданных в ходе культурно-исторического развития, а также применением знаний и навыков, приобретенных в процессе социализации и адаптации.

Таким образом, психическая самоорганизация человека, а также его адаптация к окружающему миру происходит посредством следующих автономных программ:

  • Бессознательно-инстинктивная программа, обусловленная эволюционным развитием.
  • Подсознательная программа, включающая в себя субъективно-эмоциональные процессы.
  • Сознательные программы, которые являются произвольными.

Взаимодействие уровней

Процессы, зарождающиеся в неосознаваемой фазе, легко могут перейти в сознание. Также случается и обратная ситуация, когда сознательное вытесняется в подсознание.

Взаимодействие осознанного и внесознательного может происходить согласованно или противоречиво, проявляясь в различных логически несовместимых поступках человека, которые основываются на внутриличностном конфликте.

Наличие у человека сознания, подсознания, а также бессознательного обуславливает относительную самостоятельность разнообразных человеческих реакций:

  • Врожденных, бессознательно-инстинктивных.
  • Автоматизированных действий.
  • Сознательно-волевых.

Самым примитивным примером вида психической деятельности является стереотипная деятельность, которая работает на уровне рефлексов. Это привычные, повторяющиеся с постоянной периодичностью действия, работающие как реакция на определенные раздражители – это могут быть какие-либо привычки или несложные трудовые навыки.

Самым сложным видом такой деятельности можно назвать творчество, поскольку оно отличается оригинальностью и уникальной неповторимостью, и, кроме того, несет за собой общественно-исторический смысл. В результате такой деятельности создается принципиально новый продукт – изобретение, произведение искусства и др.

В основном психическую деятельность делят на следующие виды:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление;
  • мышление.

Функции

Человеческая деятельность и психические процессы, протекающие внутри каждого индивида, имеют тесную причинно-следственную связь. Человек как психоэмоциональное существо реагирует на различного рода изменения во внешнем мире не только физически, но и на всех уровнях своего сознания – психика человека реагирует на каждое событие, что не может не сказаться на его психической деятельности.

Психическая деятельность имеет свойство усложняться и самосовершенствоваться в течение жизни, благодаря свойственному человеку процессу познания. Овладевая знаниями о себе и об окружающем мире, человек более успешно приспосабливается к различного рода переменам во внешней среде.

Таким образом, среди функций психической деятельности находится функция адаптации человека к окружающему миру, в конечном итоге стремясь к цели более эффективного существования в мире и обществе. Психическая деятельность нацелена на приспособление личности к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Структура


Деятельностью называют не только внешнюю, но и внутреннюю активность человека. Это сложная категория, которая включает в себя множество сторон взаимодействия человека с миром. Деятельность включает в себя простые и сложные действия.

Простые, как правило, включают в себя три структурных элемента:

  • выбор цели;
  • исполнение;
  • оценку результатов.

Сложные же действия состоят из ряда простых, которые приобретают статус последовательных операций.

Деятельность начинается с мотива – внутреннего побуждения. Мотив – это довод в пользу выполнения какого-либо действия, осознание его личностного смысла. Все мотивы можно подразделить на две большие категории:

  1. Осознанные – присущи зрелым личностям. Направляют деятельность в течение длительных периодов жизни человека.
  2. Неосознанные – проявляются, как правило, в форме эмоций.

Мотивы могут меняться в зависимости от ситуации.

Психическая деятельность у детей


Каждому возрасту свойственно собственное отношение к социальной действительности. Детское психическое развитие и деятельность ребенка тесно связаны друг с другом. В процессе взросления психика человека изменяется, и вместе с ним меняется его мировосприятие и способ познания мира. Деятельность в психическом развитии ребенка имеет решающее значение. Значимую роль в данном случае играет так называемая ведущая деятельность – та деятельность, которая будет формировать у ребенка основные психологические новообразования на определенном этапе взросления.

Психическая деятельность - это не только физическая деятельность как таковая. Она подразумевает более глубокое понятие, затрагивающее не только сферу сознания, но и подсознания и неосознанного. Ведущая деятельность характеризуется следующими признаками:

  • Внутри ведущей деятельности выделяются новые виды деятельности.
  • В ходе ведущей деятельности формируются и переформировываются частные психические процессы.
  • От ведущей деятельности зависят все возрастные психологические изменения личности.

Каждая стадия развития характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Среди видов ведущей психической деятельности ребенка выделяют:

  1. Эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Этот тип ведущей деятельности присущ детям с первых дней жизни до года. Индивид в этот период ориентирован на установление социальных контактов.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность. Такая познавательная психическая деятельность характерна для возраста от 1 года до 3 лет. Ребенок находится в процессе познания окружающего мира на примитивном уровне изучения окружающих предметов.
  3. Сюжетно-ролевая игра, присущая детям до 6 лет. В этом возрасте дети понимают, что окружающие люди имеют различные профессии и специальности, а также вовлечены в сложнейшие отношения друг с другом.
  4. Учебная деятельность – примерно до 10 лет. Учебная деятельность является специальной программой по усвоению основных теоретических форм мышления. Дети овладевают навыком обучения, а также способностью оперировать теоретическими знаниями.
  5. Общение подростков до 15 лет в различных сферах деятельности, будь то учебная, трудовая, творческая или любая другая группа. В процессе такой деятельности меняется роль ребенка – он попадает из семьи в другую социальную сферу с другими социальными ролями. Человек на этом этапе учится искать свое место в жизни и обществе в процессе контакта с окружающим миром и социумом.
  6. В возрасте 15-17 лет ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, но теперь важной особенностью является сочетание обучения с производственным трудом, который имеет большое значение в будущем. Здесь играет роль выбор профессии, с которым будут также вырабатываться ценностные ориентиры. Основное психологическое новообразование этого периода жизни – умение строить жизненные планы, искать средства для их реализации.

В процессе развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности. Названные ведущие типы состоят в генетически преемственной связи, формирование которой может происходить только в определенном порядке. Психоразвитие ребенка следует понимать как единый процесс.

Психическая деятельность человека – это многогранный и сложный процесс, присущий каждому человеку. Между сознанием человека и его практической деятельностью существует неразрывная связь. Видов деятельности существует огромное множество, но важно понимать, что психика каждого индивида занята собственной психической деятельностью, которая оказывает большое влияние на поведенческие стереотипы поведения, а также на ценностные ориентиры личности и на многие другие сферы человеческой жизни.

Универсальный русско-английский словарь . Академик.ру . 2011 .

  • нервно-психическая анорексия
  • нервно-психическая способность

ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА — ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА, переживания, неприятные или устрашающие, б. или м. глубоко нарушающие основные псих, и соматические процессы. Эти переживания могут быть различного характера как по содержанию и аффективной окраске, так и по интенсивности и… … Большая медицинская энциклопедия

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ — ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ, явление разделения личности на два, часто противопоставляемых друг другу комплекса, наблюдается при самых различных пси хопатологич. состояниях. Уже в пределах нормы, при попытках самосозерцания, при размышлениях над… … Большая медицинская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психическая) САМОРЕГУЛЯЦИЯ — (англ. psychological self regulation) в широком смысле означает один из уровней регуляции активности живых существ, для которых характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности. При такой трактовке понятие П. с.… … Большая психологическая энциклопедия

НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ — – специфическая реакция личности на трудную ситуацию; психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. С помощью Н. п. осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Внимание — I Для зарождения в сознании какого либо ощущения недостаточно присутствия внешнего раздражения: когда мы углублены в свои мысли или заняты чем либо, до нас не доходит шум окружающих нас голосов, мы не видим того, что делается вокруг нас, словом,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Внимание — I Для зарождения в сознании какого либо ощущения недостаточно присутствия внешнего раздражения: когда мы углублены в свои мысли или заняты чем либо, до нас не доходит шум окружающих нас голосов, мы не видим того, что делается вокруг нас, словом,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шко́льный во́зраст — период жизни с 6 7 до 17 18 лет. Условно выделяют младший Ш. в. (до 11 лет) и старший Ш. в. (с 12 лет), который обычно называют подростковым возрастом, или периодом полового созревания. В связи с индивидуальными колебаниями сроков полового… … Медицинская энциклопедия

ферменты — ов; мн. (ед. фермент, а; м.). [от лат. fermentum закваска] Биол., хим. Специфические белковые катализаторы, присутствующие во всех живых клетках, регулирующие обмен веществ и поэтому играющие важную роль во всех процессах жизнедеятельности;… … Энциклопедический словарь

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

ПСИХОГИГИЕНА — ПСИХОГИГИЕНА. С одержание: I. Предмет и задачи П. 749 II. История психогигиенического движения . . . 751 III. Методы и содержание психогигиенической работы: П. промышленная. 753 П. умственного труда. 755 … Большая медицинская энциклопедия

ПСИХИАТРИЯ — ПСИХИАТРИЯ, наука о психических заболеваниях, История П. Как научная дисциплина П. сформировалась только в 19 в. , хотя трактуемые ею заболевания начали привлекать в себе интерес и внимание людей на самых ранних ступенях человеческого общества.… … Большая медицинская энциклопедия

Высшая нервная и психическая деятельность человека.

В соответствии с первым взглядом, приспособление организма к постоянным изменениям окружающей и внутренней среды происходит благодаря двум типам рефлекторных реакций: врожденным и приобретенным на протяжении индивидуального развития человека и животного. Отдельно выделяют умственную деятельность человека. Врожденные реакции на действие раздражителя И. П. Павлов назвал безусловнорефлекторной деятельностью. Они унаследованы и являются характерными для того или другого вида животных. В процессе жизни отдельной особи формируется много новых рефлекторных реакций, характерных только для нее. Приобретенные реакции организма И. П. Павлов определил как условнорефлекторную деятельность. Безусловнорефлекторная и условнорефлекторная деятельность человека и животных пребывают в неразрывном единстве и вместе составляют высшую нервную деятельность. Высшая нервная деятельность является функцией коры большого мозга и подкорковых ядер.

Именно благодаря высшей нервной деятельности при изменении факторов окружающей среды человек или животное ведут себя так, что результат всех рефлекторных реакций становится полезным для организма. Высшая нервная деятельность человека является физиологической основой психических процессов. Разделение на высшую и низшую нервную деятельность несколько условно, поскольку все процессы в организме взаимосвязаны. Изменение психического состояния человека сказывается на деятельности физиологических систем, и наоборот, функциональное состояние организма обуславливает психику человека.

Исходя из современных достижений науки, высшая нервная деятельность – это совокупность взаимосвязанных нервных процессов, происходящих в головном мозгу и обеспечивающих течение поведенческих реакций животных и человека. Эти реакции обуславливаются приспособлением поведения высших животных и человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Физиология высшей нервной деятельности и психология тесно связаны, поскольку имеют один объект исследования – головной мозг. Однако между высшей нервной деятельностью и психической деятельностью имеются существенные различия. Целью учения о высшей нервной деятельности является познание физиологических процессов, происходящих в головном мозге во время восприятия, переработки и воспроизведения информации, обучения, эмоциональных и разнообразных поведенческих реакций. Психология изучает работу мозга, проявляющуюся в виде представлений, образов, эмоций, мотивов. Она также изучает, каким образом под влиянием условий жизни, обучения и воспитания формируется личность человека. Знание закономерностей высшей нервной деятельности имеет большое значение для учебы, воспитания, трудовой деятельности, сохранения здоровья. Так выработка двигательных навыков при физических упражнениях и разных видах работы происходит согласно с закономерностями высшей нервной деятельности. Разработка режимов обучения, труда и отдыха для людей разного возраста также основывается на знании работы мозга.

Большой заслугой И. П. Павлова является создание объективного метода изучения высшей нервной деятельности с помощью условных рефлексов. Этот метод построен на взаимосогласованности в определенной временной последовательности действий условного (индифферентного) и безусловного (подкрепляющего) раздражителей. В качестве условных используют световые (включение электрической лампочки, демонстрация объектов разного цвета), звуковые, осязательные и другие раздражители. В качестве безусловных – кормление, болевые раздражители и т. д. Наличие образуемого условного рефлекса выявляют с помощью регистрации определенных двигательных (выполнение простых и сложных движений) или вегетативных (слюновыделение, изменения частоты сердечных сокращений, дыхания) реакций.

Регуляция физиологических систем организма, его двигательной активности считается низшей нервной деятельностью. Осуществление поведенческих реакций и психических процессов является проявлением высшей нервной деятельности. Учение о высшей нервной деятельности изучает физиологические явления, происходящие во время психических процессов и являющиеся их материальной основой. Психические процессы и работа физиологических систем организма взаимосвязаны.

Организм человека состоит из телесных, биологических и физиологических систем. Нервная и психическая система выполняют основные задачи сохранения безопасности в процессе жизни.

Характеристика нервной системы

Она принимает и анализирует информацию, идущую от внешних и внутренних источников, регулирует и настраивает соответствие организма функциям человека. Нервная система характеризуется совокупностью структур организма, объединяющая работу органов и их систем, обеспечивающая постоянное взаимодействие организма с окружающим миром. Существует условное подразделения нервной системы на центральную и вегетативную.

Благодаря центральной нервной системе человек связан с импульсами внешнего мира. При возникновении неожиданной ситуации возникает нарушение равновесия в организме и окружающей среде, такая реакция является стрессовой для человека.

Благодаря вегетативной нервной системе поддерживается постоянство внутренней среды организма. Сюда относится температура тела, состав крови, регулировка работы систем органов, процесса дыхания, пищеварения и деятельность остальных органов. При помощи мозга, нервной системы, эндокринных желез организм готов к вероятным изменениям, происходящим во внутреннем и внешнем мире.

  • Курсовая работа Нервно-психическая система 450 руб.
  • Реферат Нервно-психическая система 240 руб.
  • Контрольная работа Нервно-психическая система 190 руб.

Развитие психики человека происходит в результате формирования нервной системы при воздействии на нее внешней среды.

Характеристика психической системы

Она воздействует на психические процессы, формирующие личность человека, определяющие смысл и понимание происходящих процессов, развивающая мыслительную деятельность и так далее.

Психикой называют способность высокоорганизованной материи отображать реальную действительность, вследствие чего целенаправленно регулировать способы поведения и поступки.

Психика характерна для всех, даже для животных. При этом только человек обладает сознанием — высшей формой восприятия действительности. Оно связано с абстрактными умозаключениями, самоконтролем, анализом и прогнозированием будущих результатов.

Психическая система состоит из трех групп: психические процессы, состояния и свойства.

Психическими процессами называют психическую деятельность, которая обладает объектом отражения и осуществляет регуляционные функции.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Процессы бывают следующих видов:

  • познавательные, связаны с ощущениями, восприятием, мышлением, памятью и воображением;
  • эмоциональные,связаны с радостью, страхами и волнениями;
  • волевые, связаны с силой воли, упорством, любознательностью.

Психические состояния. Отражают уровень психической деятельности, зависящей от активности человека и его индивидуальных качеств

Психическое состояние служит для устойчивости психических проявлений человека во взаимодействии с реальностью. Состояния бывают:

  • кратковременные;
  • ситуативные;
  • устойчивые;
  • личностные.

Психические свойства. Характерные для человека психические процессы, связанные с темпераментом, способностью и характером.

Психика является основной составляющей безопасности жизнедеятельности человека. Именно личностные качества психики влияют на поведение и реагирование человека в различных ситуациях.

Возникающая опасность, которая влияет на него, не может считаться ни событием, обусловленным внешним воздействием, ни реакцией организма на эти воздействия. Здоровый человек никогда не стремится оказаться в рискованной ситуации. К этому стимулируют внутренние факторы, такие как нарушенное эмоциональное состояние, недостаточный объем знаний и опыта или внешние факторы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Опыт работы с людьми показывает, что нервно-психическая устойчивость (НПУ), особенно в стрессовых ситуациях, помогает человеку не только оставаться спокойным и уравновешенным, но и существенно экономит личное время. Благодаря этой способности личность не теряет возможности правильно реагировать, оценивать свое положение и деятельность.

Что же такое нервно-психическая устойчивость, в чем заключается ее суть? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти и многие другие важные вопросы.

Нервно-психическая устойчивость: понятие и суть

Нервно-психическая устойчивость – это целостная характеристика личности, ее способность к правильному регулированию своего взаимодействия со средой деятельности. Если перефразировать данное определение, то можно сказать, что это способность человека быть устойчивым к негативному, стрессогенному и фрустрирующему воздействию различных возникающих в жизни индивида ситуаций.

Некоторые специалисты утверждают, что НПУ – это способность предвидеть и предотвратить нарушение душевного равновесия, а при его потере – минимизировать усилия по его восстановлению.

Если использовать метафоры, то лучшим ее примером является детская игрушка неваляшка. Внутри у нее находится музыкальный центр тяжести, который все время возвращает ее в вертикальное положение. Радостный ребенок пробежит, запоет, толкнет игрушку, а она тоже запоет свою песню, качнется маятником несколько раз и сразу займет вертикальное положение. Обиженный малыш может бросить неваляшку на пол, чтобы и ей было больно. А она и с пола встанет, снова обретет свойственное ей положение. Никакое отклонение в сторону не мешает игрушке вернуться сразу в равновесное положение и спеть песню. В этом заключается сила неваляшки. Она – внутри игрушки!

Нервно-психическая устойчивость особенно важна в тех сферах жизнедеятельности человека, которые тесно связаны с работой в экстремальных и опасных для жизни условиях, требуют от него максимального использования психологических и физических резервов организма.

Специалисты утверждают, что в мире нет человека, который был бы устойчивым в любой стрессовой или фрустрационной ситуации. Показателем НПУ как таковой является не стабильность, а вариативность, которую можно рассматривать как:

  • высокую мобильность психики при переходе от одной задачи к другой;
  • гибкость;
  • быстроту приспособления к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Нервно-психическая устойчивость не является врожденным свойством индивида. Она формируется в зависимости от типа нервной системы, опыта поведения в разных жизненных ситуациях, сформированных умений, навыков, уровня познавательных структур личности, профессионального опыта, некоторых других факторов.

Виды трудных условий и компоненты, обеспечивающие НПУ

Нервно-психическая устойчивость позволяет сохранять оптимальное функционирование психики в трудных условиях. Существует 2 самых распространенных типа трудных условий:

❷ Стресс – вид психического напряжения, которое возникает у индивида, когда он в повседневной жизни или при возникновении особых обстоятельств функционирует в трудных, сложных для его психики ситуациях. Например, вы хотите уехать в другую страну, чтобы увидеть друга, который уже долгое время зовет вас в гости, но у вас возникают проблемы с визой.


Эксперты выделяют 4 основных компонента, которые обеспечивают нервно-психическую устойчивость:

  1. эмоциональный;
  2. волевой;
  3. познавательный (интеллектуальный);
  4. психомоторный.

Саморегуляция – один из главных механизмов формирования НПУ

Одним из механизмов формирования нервно-психической устойчивости является саморегуляция, которая имеет такую структуру:

  • цель;
  • модель значимых субъективных и объективных условий;
  • программа собственных исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о результатах (обратная связь);
  • оценка соответствия результатов критериям успеха;
  • решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Чтобы понять в каких случаях срабатывает, а в каких не срабатывает данный механизм, следует рассмотреть этот аспект на примере поведения психически устойчивой и психически неустойчивой личности. Первые пять этапов типичны как для первого, так и для второго индивида:

  1. постановка задачи;
  2. формирование мотива;
  3. осуществление действий, ведущих к реализации задачи;
  4. осознание трудности;
  5. негативная эмоциональная реакция.

Что же происходит у разных типов личности после возникновения негативной эмоциональной реакции?

Психически устойчивый человек будет:

  1. искать способы преодоления трудностей, набрасывать эффективные варианты выхода из сложившейся ситуации;
  2. понижать силу отрицательных эмоций.

В результате функционирование поведения человека улучшается, появляется повышенная мотивация, уровень возбуждения (возможность сохранить работоспособность и действовать дальше в той или иной ситуации) оптимизируется.

Психически неустойчивый человек будет:

  1. вести хаотические поиски выхода из сложившейся ситуации (личность мечется, перебегает от одного варианта к другому);
  2. усугублять осознаваемые трудности в своем представлении о ситуации;
  3. испытывать возрастание негативных эмоций.

В результате такого поведения функционирование заметно ухудшается, уровень мотивации понижается, возникает защитная или оборонительная реакция. Неустойчивая личность эмоционально застревает в отрицательных эмоциях и усугубляет создавшуюся ситуацию.

  • Стратегия жизни – долгосрочные цели, которые связаны со смыслом жизни человека.
  • Жизненное равновесие – жизненный баланс, основанный на успешном управлении временем. Достигнув жизненного равновесия во всех областях, вы почувствуете творческий прилив сил, готовность и желание работать с любой ситуацией.
  • Техника саморегуляции – приемы и способы выполнения функций саморегуляции наилучшим образом.
  • Индивидуальный стиль деятельности – рациональная система приемов и способов выполнения деятельности, которая соответствует индивидуальным особенностям человека.

Рассмотрим на примере психически устойчивой личности использование перечисленных выше факторов. Предположим, что модель психически устойчивой личности включает в себя этих 4 фактора. Чем больше развит фактор, тем больше развита НПУ. Анализ показывает, что из всех 4 факторов, влияющих на нервно-психическую устойчивость, наибольшее значение имеет стратегия жизни. Чем больше он развит, тем она выше у человека.

Что касается индивидуального стиля деятельности, то он важен потому, что соответствует конкретной личности и является ее индивидуальной особенностью. Рассмотрим данный фактор на примере учебной деятельности. Психически устойчивый человек в оставшиеся 3 дня, отведенные для подготовки к экзамену, может спокойно выучить материал, прийти на экзамен и получить отличную оценку. Психически неустойчивая личность так сделать не сможет, потому что ее организм входит в тормозное состояние, поэтому ей необходимо учиться систематически в течение отведенного для этого занятия периода, а в оставшиеся 3 дня просто повторять пройденный материал.

Какой бы фактор, обеспечивающий нервно-психическую устойчивость индивида, не рассматривался, важно осознавать, что он является одновременно и возможностью, и ограничением. Древняя восточная мудрость гласит:


Нервно-психическая устойчивость – это один из великих даров, который человек может как приобрести, так и потерять по собственной воле. Попробуйте ответить на нижеприведенные вопросы однозначно, исходя из практики и анализа своей жизни. Это поможет вам четно определить, к какому типу вы относитесь.

> Как я проявляю себя, если обида или радость на меня обрушились – чаще как психически устойчивая или психически неустойчивая личность?

> Сколько времени я даю себе находиться в данном состоянии, и будет ли это состояние существенно влиять на мое восприятие остальных событий жизни, принятие решений, работоспособность и т.д.?

> В чем я испытываю давление? Что или кто меня угнетает?

Улучшить нервно-психическую устойчивость помогут:

  • позитивный самонастрой;
  • аутогенная тренировка;
  • медитация;
  • молитва;
  • смена видов деятельности;
  • сосредоточение внимания на другом человеке;
  • особый вид ничегонеделания – выделение некоторого времени для настроя на работу;
  • рефрейминг (изменение точки зрения);
  • использование специальных техник.

Выберите для себя подходящее и меняйтесь к лучшему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.