Генетически детерминированные анатомо физиологические особенности нервной системы



Правильные ответы отмечены по тесту
теста прошел проверку)


































Действия, направленные на ущемление законных интересов лица, ведущего аналогичную предпринимательскую деятельность Анализ документов методом взаимного контроля заключается в
(*ответ*) сопоставлении различных документов, отражающих одну и ту же операцию с различных сторон
анализ д.

Кредитная организация может создаваться в форме: 1) полного товарищества; 2) общества с ограниченной ответственностью К операциям на открытом рынке относится
(*ответ*) купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг
установление условий переучета Центральным банк.

К объектам банковского правоотношения из перечисленного относятся: 1) деньги; 2) движимые вещи; 3) недвижимые Выплаты кредиторам банка денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке, установленном
(*ответ*) Гражданским кодексом РФ
нормативными актами Банка России 12 1

Вновь созданному банку может быть выдана лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения В настоящее время квота участия иностранного капитала в банковской системе России устанавливается
(*ответ*) решениями Совета директоров Банка России
&n.

Банковской операцией является выдача банковских гарантий эмиссия банкнот Агентство по реструктуризации кредитных организаций имеет право: 1) осуществлять банковские операции; 2) распределять полученную прибыль среди участников (учредителей); 3) устанавливать договорные отношения с кредитными орг.

Лекция 1. Личность в психологии

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Направленность и устойчивость личности. Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Например, биогенетический подход (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, социогенетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) – структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т. д., психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) – не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. Правильнее, видимо, считать, что личность не просто результаты биологического созревания или матрица специфических условий жизни, но субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.

Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.

В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям.

Модификация взглядов, установок, ценностных ориентации и т. д. в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее развития. Типичным примером этого является изменение ценностных ориентации личности в современный период, в период перехода России к рыночной экономике.

2. Раскрой понятие структуры личности.

3. Направленность личности: какова ее роль в жизнедеятельности человека?

4. Чем обусловливается и как осуществляется формирование и развитие личности?

5. Охарактеризуй устойчивое и неустойчивое в структуре личности.

6. Ознакомься с пониманием структуры личности 3. Фрейдом. С чем можно согласиться и что вызывает возражение в этом учении?

Перейдем к рассмотрению других сторон личности. В самом общем виде способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия. Подавляющее большинство психологов считает, что задатки – это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Природа человеческих способностей. Здесь, прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это – высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в первую очередь обстоятельства жизни человека; жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданной искусственно трудом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к последующему формированию путем обучения и воспитания.

Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функциональные органы – прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, обеспечивающие функционирование и усовершенствование соответствующих способностей.

Развитие способностей. Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

1. Попробуй предложить свое определение способностей и сопоставить его с только что прочитанным.

2. Охарактеризуй основные виды способностей человека, установи связь между ними.

3. Одаренность, задатки, способности, гениальность – как различать и увязать эти понятия?

4. Какова природа индивидуально-психологических различий людей и их способностей?

5. Роль задатков в развитии специальных способностей.

6. Каковы условия и предпосылки формирования человеческих способностей?

7. Рискни охарактеризовать свои собственные способности.

8. Охарактеризуй понятия функционального органа как анатомо-физиологической основы человеческих способностей.

9. Развитие способностей: что для этого необходимо и есть ли пределы ему?

10. Чему – гениальности, таланту или одаренности – соответствуют следующие положения:

а) совокупность нескольких способностей, обусловливающих успешную активность человека в широких диапазонах деятельности и общения;

б) уникальные способности, наличие которых позволяет получать результаты, являющиеся достижением эпохи;

в) высокая способность к конкретным видам деятельности или общения в которых человек достигает значительных творческих результатов.

Период становления человека как профессионала приходится

Затянувшийся период обучения приводит

А) к умственному развитию;

Б) к инфантилизму;

В) к развитию мышления;

Г) к чрезмерному фантазированию.

А) на позднюю юность;

Б) на подростковый возраст;

В) на старший школьный возраст;

Г)на младший школьный возраст.

В)опыт не передавался.

1. Выберите правильную формулировку ответа. Задатки – это…

а) генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся предпосылкой процессов формирования способностей и их развития;

б) врождённые, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;

в) типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, лёгкость дифференцировок, концентрация внимания, умственная работоспособностьипологические свойства нервной системы от которых зависит скорость образования я способностей;

г) функциональные системы по основным видам деятельности человека.

2. Способности – это…

а) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности;

б) свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той или иной деятельности;

в) объективные характеристики сложного состава, отображающие его внутреннюю структуру и лежащее в основе представлений о механизмах слуховых ощущенийипологические свойства нервной системы от которых зависит скорость образования я способностей.

3. К общим способностям относятся:

в) креативностьипологические свойства нервной системы от которых зависит скорость образования я способностей;

г) математические способности;

д) общая одарённость;

е) специальная одаренность.

4. Благодаря исследованиям каких авторов существуют варианты классификаций способностей, общей одарённости:

в) П. Торренсипологические свойства нервной системы от которых зависит скорость образования я способностей;

а) высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих видах деятельности;

в) социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, науки и др.ипологические свойства нервной системы от которых зависит скорость образования я способностей;

6. Сензитивный период становления специальных способностей происходит в период:

а) раннего детства;

б) дошкольного детства;

в) младшего школьного детства;

г) подросткового возраста.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

1. Морфологические особенности нервной системы ребёнка.

2. Функциональные особенности нервной системы ребёнка

3. Развитие органов чувств ребёнка.

4. Развитие речи.

5. Развитие функции движения.

Вопросы для закрепления нового материала лекции.

По теме: «Анатомо-физиологические особенности нервной системы

1. Какие органы чувств хорошо развиты?

2. В каком возрасте исчезает гипертонус сгибателей верхних конечностей?

3. В каком возрасте исчезает гипертонус сгибателей нижних конечностей?

Лекция № 5

Нервная система обеспечивает согласованную деятельность всех органов и систем организма и осуществляет его связь с внешней средой. Однако нервная система к моменту рождения по сравнению с другими системами наименее развита и дифференцирована, но должна обеспечивать согласованные действия всех органов и систем. У новорожденного ребенка нервная система имеет ряд морфологических и функциональных особенностей.

Морфологические особенности

Головной мозг у новорожденного относительно велик и составляет примерно 1/8 массы тела (у взрослого 1/40 массы тела).

Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно. После рождения продолжается их развитию. Борозды становятся становятся глубже, извилины крупнее.

Нервные клетки сформированы, их столько же, сколько у взрослого человека, но они плохо связаны друг с другом, так как имеют мало отростков. Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3-х лет. Развитие клеточных структур больших полушарий полностью заканчивается только к 10—12 годам.

Ткань мозга богата водой и в ней мало специфических белковых веществ.

Головной мозг ребенка хорошо кровоснабжается.

У новорожденных повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).

Спинной мозг к моменту рождения более сформирован. К 2 годам строение его такое же, как у взрослого человека.

Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3—4 поясничного позвонка) в связи с чем люмбальная пункция должна проводиться ниже, чем у взрослого.

Функциональные особенности

Ребенок рождается с безусловными рефлексами, которые осуществляют приспособление его организма к окружающей среде (сосательный, глотательный рефлексы, мигание глаз и т.д.).

У новорожденных имеется ряд примитивных, спинальных рефлексов. Наличие примитивных рефлексов у новорожденного ребенка и их исчезновение после определенного срока (сохраняются примерно до 4 месяцев) является признаком нормального развития малыша. Их сохранение или повторное появление у ребенка является патологическим признаком.

К основным примитивным рефлексам можно отнести:

• Хватательный рефлекс = рефлекс Робинсона (при прикосновении к ладони малыша паль­цем — его хватание). Данный рефлекс исчезает на 2—4 месяце жизни.

• Рефлекс охватывания - рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем вновь приводит их к туловищу, то есть возвращает в исходное положение). Сохраняется рефлекс Моро до 4 месяцев.

• Рефлекс ползания = рефлекс Бауэра (ребенка выкладывают на живот и подставляют к подо­швам малыша свою ладонь, от которой он отталкивается и делает ползающие движения). Исчезает к 4 месяцам.

На базе безусловных и примитивных рефлексов появляются условные рефлексы первой сигнальной системы, и происходит развитие функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает речевое общение ребенка с окружающими.

При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, но они почти не вырабатываются, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования очень короткое время, он почти все время спит.

В начале второго месяца жизни у ребенка образуется целый ряд условных рефлексов. Это свидетельствует о том, что кора больших полушарий начинает выполнять свою основную функцию — установление связи организма с окружающей средой.

Характерно, что образование условных рефлексов, т.е. развитие высшей нервной деятельности, у ребенка идет очень быстро, легко. Образующиеся временные связи очень устойчивы, в результате чего малыш может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств. Органами чувств являются: органы вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха.

ОРГАН ВКУСАу новорожденного достаточно развит. Ребенок отличает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие). К 4—5 месяцам орган вкуса дифференцируется полностью.

ОРГАН ОБОНЯНИЯразвит недостаточно. В первые месяцы ребенок различает только резкие запахи, к 7-8 месяцам он хорошо ощущает и слабые запахи.

ОРГАН СЛУХА. Новорожденный ребенок слышит. На сильные звуки реагирует вздрагиванием.

ОРГАН ЗРЕНИЯразвивается параллельно с развитием всей центральной нервной системы. К физиологическим особенностям органа зрения относятся: светобоязнь в первые три недели, косоглазие на 1-2-м месяце, нистагм. Мигание у новорожденных редкое. Слезы появляются с 2 месяцев. Взгляд малыш начинает фиксировать примерно с 3-месячного возраста, следит за его движением, с 6

ОРГАН ОСЯЗАНИЯдостаточно дифференцирован уже у новорожденных. Раздражение кожи у ребенка вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства. Дифференцировать болевые точки ребенок начинает только к 7—8 годам. Реакция на температурные раздражители хорошо выражена даже у самых маленьких: когда им тепло, они успокаиваются, холодно - плачут.

Вторая сигнальная система - РЕЧЬ –итог общения ребёнка со взрослыми и зависит от воспитательной активности, умения и любви взрослого к ребёнку.В развитии речи можно выделить 3 этапа.

Отставание в развитии речи в раннем детстве может иметь неблагоприятные последствия в дальнейшем, ведь с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств, то есть задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка.

Основные правила формирования речи:

Говори правильно, так как речь ребенка формируется на основе подражания.

Избегай использования стереотипных фраз. Действия сопровождай словами.

Следить, чтобы ребенок не заменял слова жестами. При выборе книг для чтения учитывай возраст ребенка. Начиная с 2,5 лет исправляйте речевые ошибки.

Некоторые буквы еще может не выговаривать. 2 — 2,5 года. Это возраст относительного покоя в развитии речи. Речь остается приблизительно на уровне конца второго года.

Рекомендации

Малыш свободно пользуется речью. Значительно чище становится произношение.

Строит сложные предложения.

>• Научить ребенка слушать. Он должен понять, что слушание — это серьезное занятие, а не забава.

Речь развивается путём подражания, поэтому важно разговаривать с ребёнком правильно. С развитием речи ребёнок быстрее познаёт окружающий мир, а окружающая среда влияет на развитие ребёнка.

Важным показателем нервно-психического и физического развития ребёнка является развитие двигательных умений.

Развитие функции движения.

Новорожденныйбеспомощен, движения его хаотичны, беспорядочны, генерализованы. Отмечается гипертонус сгибателей конечностей. Тонус мышц верхних конечносте нормализуется к 2-3 мес., а нижних к 4-м мес.

Координация движений начинает формироваться после рождения.

1 мес. Множественные беспорядочные движения.

2 мес. Держит голову в вертикальном положении, лёжа на животе поднимает голову.

3 мес. Лёжа на животе приподнимает туловище опираясь на предплечья.

4 мес. Поворачивается со спины на бок, сидит при поддержки за обе руки.

5 мес. Поворачивается со спины на живот, приподнимает туловище опираясь на

выпрямленные руки. Стоит и переступает при поддержке под мышки.

6 мес. Поворачивается с живота на спину и обратно. Самостоятельно сидит.

7 мес. Встаёт на четвереньки. Ползает.

9 мес. Стоит, держась за руку взрослого. Переступает, держась за опору.

10 мес. Стоит без опоры.

11 мес. Стоит без поддержки, переступает с поддержкой за руку.

12 мес. Ходит. Приседает. Встаёт. Самостоятельно пьёт из чашки.

Лекция №7

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.