Климов е а индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы

ТЕМА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План

2. Подходы к исследованию индивидуального стиля деятельности.

Литература

1. Ильин Е.П. Индивидуальный стиль: новые подходы и аспекты // Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 85–93.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.

3. Толочёк В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992.

4. Толочёк В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 1999.

5. Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 2. С. 103–112.

Содержание понятия «индивидуальный стиль

В.А. Толочёк систематизировал стили человека по следующим видам:

1. Типичные стили (совокупность взаимосвязанных компонентов деятельности, обусловленных ее типичными особенностями и взаимодействиями субъектов).

1.1. Стили адаптации

Организация психической деятельности в определенной сфере (когнитивной, эмоциональной, моторной и пр.).

Пример: когнитивные стили отражают способы реализации задатков.

1.2. Стили деятельности

В зависимости от технологических и результирующих особенностей выделяют стили учебной, спортивной, профессиональной деятельности.

1.3. Стили взаимодействия (стиль руководства, общения и пр.).

1.4. Стили отношений (стиль поведения, жизни).

2. Индивидуальные стили (индивидуально-своеобразные психологические системы согласования индивидуальности субъекта с требованиями деятельности).

Типовые стили обеспечивают первичный приспособительный эффект к условиям деятельности. Более полное приспособление достигается вариациями типовых стилей. Типовой стиль постепенно индивидуализируется на уровне конкретной личности.

Понятие стиля в психологии впервые было использовано Альфредом Адлером в контексте изучения жизненного стиля как уникального сочетания способов поведения, черт, привычек.

Индивидуальный стиль деятельности – обобщенная характеристика индивидуально-психологических особенностей человека, которые складываются и проявляются в процессе выполнения деятельности.

Основные положения концепции индивидуального стиля деятельности:

1. Существуют стойкие личностные качества, существенные для успеха деятельности, но практически не воспитуемые (типологические свойства нервной системы).

2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному результату варианты приспособления к деятельности.

3. Имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей.

4. В зависимости от объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях.

Обобщенная структура индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов):

I. Ядро (способы индивидуализации деятельности, которые реализуются на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы).

А. Типологические особенности, обеспечивающие успешное выполнение деятельности.

Б. Типологические особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности.

Одна и та же типологическая особенность субъекта деятельности может быть как благоприятствующей, так и противодействующей успешности деятельности в зависимости от характера требований.

II. Пристройка к ядру (способы индивидуализации деятельности, которые формируются в процессе поиска личностью путей успешного выполнения деятельности).

Механизм формирования индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов):

2. Определение условий, от которых зависит достижение желаемого результата.

5. Определить способы формирования элементов В и Г.

Подходы к исследованию индивидуального стиля деятельности

Подходы к исследованию индивидуального стиля деятельности

Подходы Авторы Содержание исследований
1. Компенсаторный Борис Михайлович Теплов (1955) Исследование социально-психологических особенностей компенсаторных возможностей личности в деятельности
Николай Дмитриевич Левитов (1961) Изучение проблемы компенсации с целью преодоления внутренних и внешних препятствий, тормозящих деятельность
Евгений Павлович Ильин (1988) Изучение проблемы компенсации в структуре индивидуального стиля деятельности в связи с успешностью деятельности
2. Типологический Евгений Александрович Климов (1969) ИСД – устойчивая система приемов и способов выполнения деятельности, обусловленная типологическими особенностями
3. Интегральный В. С. Мерлин (1970), Марат Родионович Щукин (с 1977 г.) ИСД – интегральная характеристика взаимодействия индивидуальности человека и условий деятельности
4. Системогенетический Владимир Дмитриевич Шадриков (1982) ИСД – результат формирования психологической системы деятельности

Компенсаторный подход

Виды компенсаторных возможностей человека в деятельности:

1. Недостаток способностей компенсируется приобретенными знаниями и умениями (Б.М. Теплов).

Пример: абсолютный слух может быть компенсирован приобретенными умениями.

2. Недостаточно выраженные способности компенсируются за счет формирования типологического стиля деятельности (Е.П. Ильин).

Индивидуальный стиль деятельности – индивидуальная неповторимость мастера своего дела.

Типологический стиль деятельности – типичный для группы лиц с одинаковыми типологическими особенностями стиль деятельности.

Необходимо отметить, что индивидуальный стиль деятельности только помогает проявлению имеющихся у человека способностей, но не компенсирует недостающие. Возможности компенсации ограничены или полностью отсутствуют там, где деятельность предъявляет очень жесткие требования к человеку.

Пример: в экстремальных условиях повышаются требования к эмоциональной устойчивости, которую никак нельзя компенсировать.

3. Недостаточное развитие одной способности компенсируется другой, более развитой ортогональной (т.е. не связанной с первой) способностью.

Интегральный подход

Интегральная индивидуальность (В.С. Мерлин) – особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека.

Иерархические уровни интегральной индивидуальности:

1. Система индивидуальных свойств организма.

1.1. Биохимические свойства.

1.2. Общесоматические свойства

1.3. Свойства нервной системы (нейродинамические).

2. Система индивидуальных психических свойств.

2.1. Психодинамические свойства (темперамент).

2.2. Психические свойства личности.

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств.

3.1. Социальные роли в социальной группе и коллективе (отношения личности, личностный статус).

3.2. Социальные роли в социально-исторических общностях (класс, народ).

Между свойствами одного иерархического уровня интегральной индивидуальности существуют однозначные статистические связи (одноуровневые), которые характеризуют систему свойств как относительно замкнутую. Между свойствами разных уровней интегральной индивидуальности существуют много-многозначные связи, которые характеризуют систему как открытую для воздействия.

Оба типа связей меняются в процессе выполнения деятельности и на протяжении жизни. На начальных этапах овладения деятельностью в структуре индивидуального стиля важную роль играют психо- и нейродинамические свойства, по мере ее развития возрастает значение свойств личностного уровня.

Индивидуальный стиль деятельности выступает в качестве механизма интеграции разных уровней индивидуальности и важнейшим условием ее развития.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности
(В.С. Мерлин):

Возможность осуществления объективных требований деятельности при помощи различных промежуточных целей, операций, движений.

Осуществление объективных требований деятельности в соответствии с принятыми нормативами.

3. Наличие мотивов выбора наиболее соответствующих особенностям человека способов деятельности.

Над исследованиями в области индивидуального стиля деятельности работали такие специалисты в области психологии труда, как Мерлин В.С. и Климов Е.А.

Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с различными особенностями нервной системы, с разным характером и темпераментом добиваться одинаковой эффективности при выполнении работы разными способами. Например, в своем исследовании по изучению индивидуального стиля деятельности у ткачих-многостаночниц Климов заметил, что ткачихи-меланхолики и ткачики-сангвиники могут быть одинаково успешны в своей работе, но ткачики-меланхолики предпочитают профилактику обрыва нити.

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1) профессиональный отбор;

2) индивидуальный подход;

3) формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;

4) формирование индивидуального стиля деятельности.

Считается, что именно формирование индивидуального стиля деятельности является основным и наиболее универсальным путем приспособления темперамента к требованиям деятельности, так как именно он помогает людям с различными темпераментами эффективно выполнять одинаковую работу.

Иначе индивидуальный стиль деятельности (ИСД) можно представить как индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым человек прибегает сознательно или стихийно для наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметным, внешними условиями деятельности [1].

Индивидуальный стиль деятельности не появляется у человека стихийно, его можно сформировать в процессе обучения и воспитания. Впервые формирование индивидуального стиля деятельности можно заметить еще в дошкольном возрасте. Это формирование происходит при решении игровых задач.

Считается, что общепризнанные формальные признаки ИСД можно разделить на 3 вида:

1) устойчивая система приемов и способов деятельности;

2) система, обусловленная определенными личными качествами;

3) система, являющаяся средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Структура индивидуального стиля деятельности

Согласно исследованиям Климова можно выделить следующие особенности структуры индивидуального стиля деятельности. Во-первых, существуют такие особенности, которые стихийно возникают на основе имеющихся у человека топологических свойств нервной системы. Эти особенности принято обозначать за ядро ИСД. Они определяют первый приспособительный эффект и предопределяют направление дальнейшего взаимодействия со средой.

Вторая группа является дополнением первой группе. Данная группа особенностей вырабатывается в течение сознательных или стихийных поисков. Например, у человека возникает стремление к доведению начатой работы до ее логического завершения, а значит, такую особенность можно рассматривать как своеобразный способ уравновешивания со средой.

Особенности структуры индивидуального стиля деятельности

Среди особенностей структуры ИСД можно выделить следующие:

Интегральный эффект взаимодействия человека с социальной средой

Возможна ситуация, когда под индивидуальным стилем деятельности необходимо понимать интегральный эффект воздействия человека с социальной средой. В этом случае формируется отдельная задача. Как заявлял Климов Е.А “мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи”.

Более того, необходимо выделить существенные условия, от которых будет зависеть достижение цели. Для достижения желаемой цели Климов предлагает выделить такие управляющие воздействия,в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором [1].

В результате проделанных действий, остается всего лишь искать пути управления формированием индивидуального стиля деятельности, путем дополнения необходимых элементов к его ядру.

Можно сделать вывод, что формирование индивидуального стиля деятельности позволяет продвинуть личность на более высокий уровень реализации.

Системообразующая функция индивидуального стиля деятельности

Благодаря индивидуальному стилю деятельности возникают новые взаимосвязи между разнообразными индивидуальными свойствами разных иерархических уровней. Опосредующая функция индивидуального стиля относится к разным уровням индивидуальности. Мерлин считает, изменяя характер связи между разноуровневыми индивидуальными свойствами, индивидуальный стиль создает новую систему свойств. Следовательно, он делает вывод о том, что функцию индивидуального стиля можно считать системообразующей.

Системообразующая функция индивидуального стиля деятельности игнорируется или не учитывается в том случае, когда отсутствует материалистическое понимание диалектической связи объективной детерминации и субъективной обусловленности деятельности [2].

Целью системобразующей функцией индивидуального стиля Мерлин считал “одно и тоже предшествующее состояние или свойство субъекта в зависимости от действий может быть связано с различными последующими состояниями или свойствами”. Поэтому, можно сделать вывод, что индивидуальный стиль деятельности создает новые связи между свойствами субъектов.

Исследование природы индивидуального стиля привели к тому, что зона неопределенности деятельности является необходимой предпосылкой индивидуального стиля и его системообразующей функции.

В свою очередь зона неопределенности деятельности можно разделить на две категории: объективные условия зоны неопределенности деятельности и субъективные. Так под объективными условиями можно понимать ситуации, когда одни и те же объективные требования могут быть осуществлены при помощи различных промежуточных целей или движений. Субъективные условия характеризуются тем, что субъект в определенных условиях выбирает более или менее адекватные цели или движения, которые в той или иной степени будут соответствовать его индивидуальным особенностям [2]. Таким образом, можно заметить, что выбор тех или иных действий или целей при данных индивидуальных особенностях, характеризует овладение индивидуального стиля деятельности.

Уровни индивидуального стиля деятельности

В советской психологии принято выделять несколько уровней индивидуального стиля деятельности.

Более низкий уровень принято обозначать за индивидуальный стиль жизнедеятельности. К этому уровню можно отнести режим питания и стиль моторной активности. Разнообразие движений для достижения одной и той же цели характеризуют зону неопределенности моторной активности. Наиболее полно эту зону исследовал Климов.

Более высокий уровень индивидуального стиля характеризуется индивидуальной системой операция. Наиболее общий и основной признак заключается в соотношении ориентировочных, исполнительных и контрольных операций. Данный уровень разбивается на два типа:

1) ориентировочные операции предшествуют исполнительным; предварительная ориентировка кратковременна, а мысленный план имеет схематический характер. В процессе выполнения он значительно расширяется и видоизменяется благодаря частным ориентировочным операциям [2].

Например, исследования показали, что первый тип индивидуального стиля проявляется у старшеклассников во время составления подробного плана для написания сочинения. Второй типа индивидуального стиля проявляется в том, что учеником составляется весьма краткий план, в при написания сочинения он детализируется.

Значимый признак индивидуального стиля деятельности заключается в том, что различные ориентировочные, исполнительные и контрольные операции в нем взаимно связаны и взаимно обусловлены, что выражается в интеркорреляциях между ними [2].

Мерлин В.С. считал, что индивидуальный стиль деятельности представляет собой симптомокомплекс операций, связанный с определенным свойством нервной системы.

Жанры

Авторы

Книги

В продаже

Серии

Форум

Ильин Евгений Павлович

Книга "Психология индивидуальных различий"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Имаметдинова Р. Я. Структура и психологические условия формирования и развития специальных педагогических способностей учителя русского языка и литературы: Автореф. дисс. … канд. наук. М., 1988.

Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б. А. Вяткина. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1999.

Иоголевич Н. И. Особенности интегральной индивидуальности студентов в связи с профессиональным становлением и успешностью обучения (на материале исследования студентов технического вуза): Автореф. дисс. … канд. наук. Пермь, 1998.

Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения как системное явление // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. С. 102—103.

Исмагилова А. Г. Характеристика индивидуальных стилей общения воспитателей детских садов // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. С. 68—78.

Кабардов М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: Автореф. дисс. … канд. наук. М., 1983.

Кабардов М. К. Коммуникативные и когнитивные способности и усвоение языка // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. С. 138.

Кадыров Р. М. Аэробная работоспособность у лиц с сильной и слабой нервной системой // Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. С. 35—38.

Кадыров Б. Р. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки (на материале подросткового возраста): Автореф. дисс. … докт. наук. М., 1990.

Кавецкий Р. Е. и др. Реактивность организма и тип нервной системы. Киев, 1961.

Кайдалов Д. П., Сулименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М.: Мысль, 1979.

Калининский Л. П. О связи некоторых способностей к усвоению литературы с общим и специальными факторами // Экспериментальные исследования личности и темперамента. Вып. 7. Пермь, 1971. С. 101—139.

Калининский Л. П., Богданова Н. В., Петрова Т. Е., Смоленская Л. М. Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания. Тезисы докладов. Омск, 1981.

Канатов А. К. Психологические основы образования взрослых // Образование взрослых на рубеже веков. М.: Изд-во Ин-та образования взрослых РАО, 2000.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

Кант И. Собр. соч. Т. 6. М., 1966.

Капустник О. П. О дифференцировочном торможении и его возрастных и типологических особенностях у детей // Опыт систематического исследования условно-рефлекторной деятельности ребенка. М.; Л.: Работник просвещения, 1930.

Караев М. Г., Ибрагимова Н. М., Мусаева С. А . Асимметрия в моторике спортсменов: Учебное пособие. Баку, 1991.

Карольчак В. Специфическое беспокойство (тревога) у высококвалифицированных спортсменов // Материалы научной конференции психологов спорта социалистических стран. Симпозиум 1. М., 1970. С. 23.

Карпова А. К. Функциональные взаимоотношения между свойствами темперамента как условие эффективности деятельности монотонного содержания: Автореф. дисс. … канд. наук. Л., 1974.

Карпушко Н. А. Зависимость эффективности умственной деятельности, требующей внимания, от типологических особенностей проявления свойств нервной системы //Оптимальное соотношение между умственной и физической деятельностью у студентов педагогических институтов. Л., 1976. С. 106—112.

Карцев И. Д, Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М.: Медицина, 1977.

Касаткин Н. И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста. М.: Медгиз, 1951.

Катыгин Ю. А., Умнов В. П., Чунаев А. А. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками // Психофизиология. Л., 1979. С. 46—49.

Кашин А. П., Пейсахов Н. М. Системно-структурный анализ свойств нервной системы // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. Тезисы докладов. М., 1975. С. 63—66.

Келасьев В. Н. Особенности профессиональной деятельности мастеров профтехучилищ в связи со свойствами личности // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л., 1971. С. 95–100.

Келли Д . Теория личности. Психология личных конструктов. СПб.: Речь, 2000.

Кепалайте А . Знак эмоциональности и особенности интеллекта // Психологический журнал. 1982. № 2.

Кириллов В. А. Психофизиологические особенности бадминтонистов // Спортивная и возрастная психофизиология. Л., 1974. С. 43—44.

Кирнарская Д. К . Современные представления о музыкальных способностях // Вопросы психологии. 1988. № 2.

Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. М., 1987.

Клименко А. И. Индивидуально-типологические различия во влиянии метода обучения на динамику и продуктивность умственной деятельности учащихся 4-х классов // Типологические исследования по психологии личности. Пермь, 1967. С. 186—221.

Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 1969.

Клягин В. С. Психофизиологический подход к анализу профессий //Психофизиологические основы профессионального отбора. Киев, 1973. С. 61—62.

Клягин В. С. Проявление силы нервной системы в профессиональной деятельности // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. Тезисы докладов. М., 1975. С. 66—67.

Кляйн В . Я., Москвин В. А., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоциональному стрессу // Неврология и психиатрия. Киев, 1986. Вып. 15.

Ковалев А . Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.

Ковалев А. Г. Диагностика способностей в практике работы учителя // Склонности и способности. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1962. С. 50—69.

Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1978.

Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. II. Л., 1960.

Ковалев А. Н., Смирнов Л. М., Рабинович Л. А. О связи внутренней структуры ЭЭГ с эмотивностью // Новые исследования в психологии. 1976. № 1 (14).

Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дисс. … канд. наук. СПб., 1996.

Ковальчук В. И. Психическое выгорание тренеров // Ананьевские чтения–2000. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000. С. 97—98.

Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. Таллин, 1986.

Козлова Р. П. Стиль профессиональною общения как системообразующий фактор в развитии индивидуальности культпросветработника // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. С. 105—107.

Козырева Е. В. Влияние маскулинности и фемининности на проявление ауто– и гетероагрессии // Психология ХХI века: тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб.: СпбГУ, 2002.

Козьминых М. Ю. Индивидуализация специальной физической подготовки квалифицированных прыгуний в высоту с учетом свойств нервной системы: Автореф. дисс. … канд. наук. СПб., 1997.

Кокорина Э. П. К методике оценки свойств основных нервных процессов при определении типа высшей нервной деятельности животных методом двигательных пищевых условных рефлексов // Журнал высшей нервной деятельности. 1963. Вып. 2.

Колга В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Автореф. дисс. … канд. наук. Л., 1976.

Колга В. А. Исследование когнитивных стилей в СССР // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.

Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: ФиС, 1984.

Кольченко Н. В. Развитие подвижности основных нервных процессов и работоспособности головного мозга у человека в возрастном аспекте // Труды VII научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1967. С. 70—74.

Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. В отечественной психологии индивидуальный стиль деятельности рассматривался в работах Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса и др.

Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов, способов, методов деятельности, обусловленная индивидуально-специфическими качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Он позволяет людям с разными индивидуальнотипологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами.

Механизмами становления индивидуального стиля деятельности являются адаптация, компенсация и коррекция.

Структура индивидуального стиля деятельности состоит из ядра и пристройки. Ядро включает в себя особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) возникают в данной деятельности на основе имеющихся у человека качеств (прежде всего, свойств нервной системы). Ядро состоит из особенностей деятельности группы А (благоприятствуют успеху) и группы Б (препятствуют успеху). Составляющие группы А и группы Б могут меняться местами в зависимости от вида деятельности. Ядро обеспечивает первый приспособительный эффект. Затем, в меру необходимости, возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение более или менее продолжительных поисков. Эта группа является пристройкой к ядру.

Особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности, с течением времени обрастают компенсаторными механизмами. Так, например, обусловленная инертностью медлительность, нерасторопность возмещается предусмотрительностью, обусловленная подвижностью низкая сопротивляемость монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность. Назовем эту категорию особенностей, имеющих компенсаторное значение, группой В.

В то же время имеет место и тенденция, заключающаяся в поиске и максимальном использовании всех возможностей, которые открываются в связи с определенной особенностью деятельности. Например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются именно в этом направлении наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе и т.д.

Особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей, относятся к группе Г.

Таким образом, индивидуальный стиль деятельности является тем в большей степени сформированным, чем больше наблюдается особенностей, относящихся к

  1. группе А (особенности деятельности, благоприятствующие успеху);
  2. группе В (особенности, имеющие компенсаторные возможности);
  3. группе Г (особенности деятельности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей) и чем меньше остается нескомпенсированных особенностей группы Б (особенности, препятствующие успеху деятельности).

В то же время далеко не всегда удается скомпенсировать в достаточной мере особенности группы Б. Особенно это относится к тем видам деятельности, успешность в которых в большой степени детерминирована свойствами нервной системы. В других же случаях возможностей компенсации гораздо больше.

Выработка стиля деятельности, неадекватного психофизиологическим особенностям человека, приводит к замедлению роста мастерства — худшему усвоению определенных техник, более медленному формированию двигательных навыков, общей неудовлетворенности процессом обучения, большей утомляемости, временным и энергетическим затратам.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ

В предшествующих работах ИСД изучали преимущественно в видах деятельности с относительно стабильными условиями ([9], [10], [14], [15] и др.). Но многие виды профессиональной и спортивной деятельности характеризуются вариативной изменчивостью их условий и задач. Отсюда второй вопрос : какие особенности ИСД обеспечивают субъекту адекватность уравновешивания его индивидуальности с изменчивыми условиями деятельности и как субъект сформировавшимся у него стилем реагирует на изменение условий и задач деятельности?

В ряде исследований описаны изменения ИСД при изменении условий деятельности ([9], [10], [23], [24]), однако вариативные реорганизации ИСД не были предметом исследования. В спортивных единоборствах (деятельности с вариативно изменчивыми условиями) специфика деятельности не нашла отражения в исследованиях ИСД и указанный вопрос также не изучался ([2], [6], [8] и др.).

В работах разных авторов показано, что ИСД проявляется, успешно формируется или корригируется у квалифицированных спортсменов и рабочих, у учащихся ПТУ и начинающих спортсменов, у детей, школьников, педагогов и руководителей [2], [6], [8], [9], [20], [12], [14]. Указанные факты дают основание задать третий вопрос: как происходит развитие ИСД от его первых проявлений до ИСД высококвалифицированного профессионала, какие интегральные особенности ИСД при этом сохраняются, а какие изменяются или появляются

на последующих ступеньках его развития? Вопросы онтогенеза ИСД конечно же обсуждались специалистами, но им, по-нашему мнению, не уделялось должного внимания. Так, Е.А. Климов [9] дает только общую схему формирования и развития стиля; в специальном исследовании Э.И. Маствилискер [12] показан не онтогенез ИСД, а индивидуальный стиль у детей; в работе И.В. Приставкиной внимание на указанном аспекте проблемы также не акцентируется [17]; в исследованиях В.С. Мерлина последнего периода ИСД, его иерархия используется как понятие, объясняющ ее ие рархию индивидуальности человека [14].

Вышеуказанные три вопроса возникли при изучении ИСД в спортивных единоборствах (борьбе дзюдо); в использованном нами подходе была попытка на них ответить.

Объект и методы исследования . В исследовании была проанализирована устойчивость-изменчивость ИСД на уровне его интегральных особенностей (характеристик) у борцов-дзюдоистов.

Для поиска наиболее информативных признаков ИСД борцов нами использовались разные методики (беседа, анкетирование, опрос экспертов, диагностика свойств нервной системы и темперамента). В процессе этой работы изучался ИСД квалифицированных борцов (32 чел.) и ИСД юношей-разрядников (43 чел.).

Для проверки результатов и выводов обсуждаемой работы в дополнительном исследовании был использован другой метод — субъективного шкалирования. 37 высококвалифицированным дзюдоистам предлагалось в семибалльной шкале оценить степень субъективного удобства для них разных признаков деятельности и относительную частоту использования ряда тактико-технических действий, в трехбалльной шкале оценить особенности планирования схватки. У борцов диагностировались свойства темперамента по опроснику Айзенка и свойства нервной системы по теппинг-тесту и кинематометрическим методикам [7]. Полученные 62 признака подвергались факторному анализу (метод экстремальной группировки параметров [4]). Результаты дополнительного исследования подтвердили выводы основного.

наработанное нашими предшественниками в области изучения ИСД, а также учитывая специфику объекта нашего исследования (высококвалифицированные борцы), мы выделяем пять интегральных особенностей стиля (характеристик), достаточных для адекватного отображения ИСД как психологической системы и, в частности, его устойчивости-изменчивости. Отправным моментом для изучения устойчивости-изменчивости ИСД может быть уже обсуждавшийся вопрос о квалификации видов деятельности по признаку изменчивости их условий и зависимости последних от активности субъекта [21]. При таком подходе изменчивость ИСД может быть отражена даже несложным выделением в ней устойчивых и изменчивых интегральных и элементарных особенностей и анализом их динамичности. В нашем исследовании интегральные особенности ИСД были названы его характеристиками, относительно элементарные особенности — компонентами. (Вопрос о динамичности элементарных особенностей ИСД — компонентах, т.е. отдельных признаках деятельности — подробно обсуждался в предшествующей работе [21].)

Понимая тактику как характеристику планирования и оперативной коррекции субъектом своей деятельности (опосредуемой его ИСД), еще раз заметим, что тактика не исчерпывает понятия ИСД. Более того, их взаимоотношения могут быть сложными: во-первых, по ряду причин конкретное тактическое решение субъекта может быть неадекватным; во-вторых, в отдельных случаях возможен даже конфликт тактики (т. е. оперативной адаптации субъекта) и ИСД (т. е. стратегической адаптации), в-третьих, конкретные условия деятельности (в частности, противодействие противника и его активность) сильно влияют на все действия субъекта и — в лучшем случае — постоянно вносят временные, пространственные и динамические коррективы в намеченные и осуществляемые субъектом действия.

Результаты и их обсуждение . Обратимся к полученным данным. Типологические различия в СУУД у борцов

Анкетирование квалифицированных борцов также показало зависимость предпочтения или разных тактико-технических действий от используемой тактики [22].

и квалифицированных борцов показывают наибольшую устойчивость предпочтения именно структурных способов ИСД [22]. Таким образом, использование параметрических и непараметрических методов статистики для оценки структуры ИСД подтверждают наше предположение — структуру можно считать устойчивой характеристикой ИСД.

Принципиальное отличие особенностей индивидуального стиля деятельности, составляющих его структуру, от вспомогательных особенностей, наблюдаемых в форме ИСД, можно видеть в том, что первые представляют собой ответ субъекта на требования деятельности, а вторые — предложение субъектом определенных условий и задач деятельности. Например, использование борцами таких способов решения тактических задач, как передвижение, изменение захватов и др., развернутая ориентировочная деятельность и ориентация на предваряющие сигналы у ткачих [9], отражают их типологическую склонность к субъективно удобным условиям деятельности и характеризуют особенность ответа субъекта на требования деятельности. Но использование борцами совокупности особенностей индивидуального стиля, сводящих деятельность в любых конкретных ситуациях к ее средним параметрам, вызывающих и поддерживающих активность противника, так же как и профилактические остановки станков ткачихами [9], являются активным регулированием субъектом условий деятельности, являются предложением им субъективно удобных условий и задач деятельности. Однако эффективное регулирование условий деятельности осуществляется не только отдельными компонентами стиля, но и его интегральной особенностью — типом организации (совокупностью характерных реакций). Проявляясь стабильно и характерно, совокупность отдельных реакций стиля (его форма) выполняет функцию организации и направления условий в русло субъективно удобных. Решая характерным способом одну из ряда последовательных задач, субъект тем самым предлагает условия для решения последующих задач и даже для возникновения самих задач деятельности.

Характеризуя ИСД как систему ([8], [9], [10], [11], [13]), исследователи не выделяют его иерархических характеристик, хотя иерархия — важнейший признак системы [3], [20]. Три устойчивые характеристики ИСД борца-дзюдоиста (предпочитаемые субъективно удобные условия деятельности, структура и тип организации) отражают, по нашему мнению, три иерархических уровня системы. Они формируются в процессе развития спортивного мастерства. Характеристикой первого (нижнего) уровня ИСД борцов можно считать особенность предпочтения СУУД. Склонность к определенным условиям деятельности является важнейшим фактором формирования индивидуального стиля и проявляется сразу же в начале занятий видом спорта (статистически значимые различия отмечены даже у юношей второго — четвертого года обучения) ; эта особенность ИСД проявляется также в раскладке сил на дистанции [8]. Характеристика второго уровня (структура стиля), опосредующая типологическую склонность, оформляется, видимо, на средних ступенях спортивного мастерства; она не во всех задачах выражена у борцов средней квалификации, не выделяется у юношей. Третья (высшая) интегральная характеристика (тип организации), отражающая активность субъекта в регуляции условий деятельности, формируется на высших ступенях спортивного мастерства и устойчиво выражена только в группе высококвалифицированных борцов. Так ая ие рархия представляется достаточно закономерной. Надо полагать, что особенности ИСД субъекта, отражающие его склонность к определенным условиям деятельности, проявляются еще до овладения им специальными навыками и умениями; особенности стиля, характеризующие ответ субъекта на требования деятельности, формируются раньше особенностей, характеризующих предложение субъектом условий и задач деятельности. Сущность иерархии ИСД заключается в многократном

опосредовании взаимодействия индивидуальных особенностей субъекта с условиями и требованиями деятельности. Таким образом, из самого разделения ИСД на особенности, основанного на анализе его функционирования, следует логический переход к вопросу онтогенеза стиля деятельности.

Характеристики индивидуального стиля деятельности высококвалифицированных борцов-дзюдоистов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.