Влияние алкоголизма родителей на нервно психическое развитие ребенка

Еще до недавнего времени существовали две противоположные точки зрения на вопрос о значении генетических факторов при возникновении алкоголизма. Сторонники одной из них полагали, что наследственные факторы не имеют существенного значения в формировании заболевания алкоголизмом и что все зависит от средового фактора. Другая точка зрения, наоборот утверждает, что основную роль в формировании механизмов возникновения болезни играют генетические факторы, а среда является лишь пусковым механизмом. Однако в последнее время эти полярные точки зрения сблизились, и теперь уже никто не отрицает значение наследственности в развитии алкогольной болезни и что самое главное -- все признают отрицательное влияние алкоголя и алкоголизма родителей на их потомство. А это уже генетический аспект проблемы.

Поэтому совершенно обоснован интерес к генетическим исследованиям, т.е. к исследованиям, позволяющим определить степень риска заболевания алкоголизмом.

В конце 80х годов появились работы, давшие возможность еще раз оценить важность и необходимость подобного рода исследований (Москаленко В.Д. с соавт, 1991; Parsons О., 1990 и др.).

Показано, что злоупотребление алкоголем родителей оказывает как прямое влияние на здоровье детей из-за токсического воздействия этанола на репродуктивную систему плода (например, при алкоголизации матери во время беременности), так и косвенное -- вследствие нарушения взаимопонимания в семье.

К числу прямых последствий относится, в том числе, и повышенная частота у женщин, злоупотребляющих алкоголем, преждевременных родов и рождение детей с низкой массой тела, с алкогольным синдромом, врожденными аномалиями.

Нервно-психические расстройства разной тяжести выявляются почти у всех детей, матери которых злоупотребляют алкоголем.

Алкоголизм отцов неблагоприятно воздействует на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, ухудшает успеваемость, ведет к возникновению девиаций в поведении в подростковом возрасте.

Наличие алкоголизма у одного из родителей увеличивает риск заболевания алкоголизмом потомства в 4-6 раз. При определенных формах алкоголизма отцов вероятность возникновения его у сыновей составляет 88%, а у дочерей 16%. Дети алкоголиков значительно чаще сталкиваются с трудностями при обучении в школе, а также имеют разнообразные невротические нарушения. У них затруднено общение со сверстниками, высок риск дезадаптации во взрослой жизни: для них характерны частые суициды, наличие проблем в интимной жизни, нестабильность семей.

Дети, растущие в семьях алкоголиков, во много раз чаще подвергаются различным видам жестокого обращения. Проведенные исследования на базе приюта для детей и подростков показали, что подавляющее большинство детей-жертв различного рода насилия проживали в семьях, где пристрастие к алкоголю занимает одно из первых мест в иерархии ценностей. Вообще алкоголизм является наиболее частой причиной патологии детского возраста и умственной отсталости у детей. [2]

Дети алкоголиков обладают повышенной готовностью к алкоголизму (более предрасположены), независимо от того, воспитывают ли их родители - алкоголики или здоровые усыновители. Эти дети восприимчивы только к алкоголизму, никакие другие психические заболевания у них не наблюдаются.

В.И. Полтавцев выделил четыре группы с учетом генетической предрасположенности к алкоголизму: [17]

1. Лица, имеющие выраженную предрасположенность к алкоголизму и высокую интенсивность алкоголизации

2. Лица с низкой генетической предрасположенностью к алкоголизму и небольшой интенсивностью к алкоголизации

3. Лица, имеющие выраженную предрасположенность к алкоголизму, но низкий уровень алкоголизации

4. Лица с интенсивной алкоголизацией, но без наследственной предрасположенности к алкоголизму.

Изучение условий семьи и раннего развития у больных алкоголизмом показывает, что очень часто будущий алкоголик уже первые годы жизни сталкивается с тяжелыми обстоятельствами семейной жизни, которые квалифицируются как депривация, то есть лишение эмоциональной поддержки, лишение личности нормальных условий развития.

Большое количество разводов между родителями в анамнезе алкоголиков. Но даже и в полных семьях взаимоотношения между родителями были напряженными и конфликтными.

Острые конфликты между отцом и матерью, которых ребенок одинаково любит и в любви которых нуждается, оказывают очень сильное негативное воздействие на эмоциональное состояние детей, а частые конфликты на общее психическое развитие.

Известна роль супружеских конфликтов и напряжений в развитии неврозов, задержках психического развития и других отклонениях в здоровье и поведении детей.

Бесконтрольный (гипоопека) тип воспитания приводит к различным социальным депривациям личности в будущем: правонарушениям, амбральности, асоциальности и другим формам отклоняющего поведения. Одним из главных факторов развития алкоголизма является социальная депривация. К ней относятся такие признаки, как недостаток самокритики, социальная тревога, чувство вины, которое провоцирует необычное поведение: отсутствие стабильности интересов, удовлетворения в повседневных занятиях, предпочтения ближайших, а не отдаленных целей, неумения самостоятельно решать жизненные проблемы.

Среди больных алкоголизмом встречаются лица, формирующиеся при других типах воспитания, в том числе и в условиях чрезмерной опеки, или опеки с эмоциональным принятием.

В пьющих семьях создаются все условия для раннего привыкания детей к алкоголю. У них быстро образуются соответствующие рефлексы. Постоянное наличие алкоголя в семье, введение в обиход и пример пьющих родителей ускоряет заболевание детей алкоголизмом. В детском возрасте напряженное состояние нервной системы детей вызывает реакции астенического типа. Позднее психика детей алкоголиков принимает уродливые формы и дает картинку патологического развития личности с неправильным поведением (агрессивность, злобность, уходы из дома и т.д.). Злоупотребление алкоголем на протяжении 4-5 лет мужчинами влечет за собой умственную недостаточность у потомства при вполне удовлетворительном физическом развитии детей.

Алкоголизация родителей способствует возникновению психических заболеваний у детей, низкую успеваемость в школе и неправильное поведение со сверстниками и взрослыми. Такие дети не имеют возможность регулярно заниматься и полноценно отдыхать. Они живут в атмосфере постоянного страха, оскорблений, стыда перед окружающими за поведение родителей. Это ведет к тому, что дети становятся нервными, плохо владеют своими эмоциональными реакциями, не могут выбрать правильный тон в общении с окружающими. Обычная школьная нагрузка на фоне развивающего невроза оказывается для них чрезмерной, успеваемость снижается. [9]

В раннем детстве под влиянием пьянства родителей у детей возникают те или иные симптомы невроза, которые закрепляются в дальнейшем. Довольно часто из-за этого на протяжении всей последующей жизни дети остаются в постоянной готовности к развитию невроза при неблагоприятно сложившихся обстоятельствах.

У неуравновешенных, эмоционально неустойчивых, плохо контролирующих свои поступки родителей дети особенно уязвимы по отношению к различного рода неблагоприятным ситуациям в личной или профессиональной сфере, что в свою очередь повышает восприимчивость их к алкогольным соблазнам. Если ребенок больного алкоголизмом сумел избежать вредного влияния социальной микросреды и примера родителей, то в силу своей личности, формировавшейся в условиях многолетней жизни с родителями - алкоголиками, он передаст своим детям повышенную восприимчивость к неблагоприятным воздействиям и неадекватность реакции на них. [18]

Обнаружено также, что у родителей, страдающих алкоголизмом, довольно часто отмечается низкий уровень образования. У них отсутствуют правильные ценностные установки. Они довольно равнодушно относятся к пьянству детей, склонные к грубым угрозам или пространным поучениям.

Дети предпринимают попытки самоубийства. У них меняется характер, начинает преобладать взрывчатость, возбудимость, неприязнь к окружающим, нередко такие дети склонны к агрессивным действиям.

Такие дети в 7-8 лет менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. У детей плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверены в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям. В отношении с взрослыми дети чувствительны к угрозам, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности. Дети пытаются компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью и быть принятым оказывает на него разрушающее влияние. Ребенок ощущает себя неумным, непринятым, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.

Обычный ребенок как субъект общения характеризуется активностью, способностью к самооценке, определенным социальным статусам и уровнем адаптации в группе сверстников.

У детей, растущих в семье алкоголиков, просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у детей возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность.

Ребенок безуспешно пытается различными неадекватными способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным.

Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающим в силу школьной неуспешности и неадекватной самооценки. У такого ребенка часто возникает противоречие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в любых видах деятельности, которое распространяется и на отношение к окружающим. [1, 5, 9]

Нарушения в побудительном компоненте коммуникативной активности (дисгармония мотивов) связаны с социальной неразвитостью ребенка, которая и порождает его неадекватное поведение. Постоянные поведенческие реакции ребенка являются способом выходом из тупика - хронического состояния психологического дискомфорта, неразвитость, неадекватное поведение, низкая способность к релаксации обуславливают низкий статус ребенка в классе.

Учебная деятельность у таких детей характеризуется следующими особенностями: неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обучаемости, связанные с несбалансированным развитием индивидуально-психологических качеств личности, низкий уровень развития культуры, познавательных интересов и мотивации, неподготовленность к обучению.

Социально - психологическая дезадаптация в школе, проявляющаяся в слабом овладении новой социальной ролью ученика, недоразвитие социальной чувствительности, нарушение общения со сверстниками, эмоциональное отвержение и, как следствие, негативное психоэмоциальное состояние.

Типы поведения, свойственнее детям алкоголиков

Психологи составили несколько типажей поведения, которое избирают для себя дети из семей алкоголиков:

Дети алкоголиков более склонны к наркомании и безбрачию. По данным опроса только 56% мальчиков и 60% девушек из семей алкоголиков воздерживались от употребления наркотиков. Дети, воспитанные в семьях людей, злоупотребляющих спиртным, гораздо реже вступают в брак, чем их сверстники из непьющих семей, потому что они менее адаптированы к социальным отношениям и излишне романтизируют супружество.

Взрослые дети алкоголиков выносят из неспокойного детства (если его можно таковым назвать) многочисленные комплексы, низкую самооценку и тревожность, что очень мешает им в жизни. Какую бы тактику поведения для себя ни выбрал ребенок, растущий среди пагубного пристрастия к алкоголю, попытка скрыть семейную трагедию от окружающих подобна замкнутому кругу. Выхода из него нет. Разорвать этот круг можно лишь, обратившись за помощью к психотерапевту или психологу. Грамотный специалист сможет оказать помощь и поддержку самому пьющему человеку, и его семье, а главное - детям. Если эта помощь будет оказана вовремя, дети из семей алкоголиков имеют шансы вырасти полноценными людьми, адекватными по отношению к себе и людям.

Елена Третьякова
Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей

Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей

Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР, у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.

Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизмеподобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах

Выделяют то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний.

Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое

и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.

является более важным, чем рассказать о своих чувствах.

Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка, блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта. Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т. е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Выделяются следующие формы поведения детей алкоголиков:

1. Реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками.На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

2. Имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа. Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Методико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей

Е. М. Мастюкова с группой ученых, с помощью психологических тестов обследовала 50 детей из семей, в которых один или оба родителя страдали хроническим алкоголизмом.

По возрасту дети были разделены на 4 группы:

1) от 1 года до 3- 4 лет;

2) от 4- 5 до 8- 9 лет;

3) от 9- 10 до 12- 14 лет - по 10 человек в каждой группе;

4) от 14 до 17 лет - 20 человек.

Результаты наблюдений за детьми в возрасте от 1 года до 4 лет во время прогулок, занятий и игр и данные специального обследования выявили

значительное сходство в их поведении. Они легко вступали в контакт, как со знакомыми, так и с незнакомыми детьми и взрослыми. В общении характеризовались живостью и непосредственностью. Однако контакты, как

У большинства детей до 2- 2,5 лет, а у некоторых и дольше, речь носила лепетный характер. В возрасте около трех лет у них появлялись отдельные слова, имевшие аморфную, аграмматичную структуру. Например, ребенку показывалась картинка, на которой изображен медвежонок, спящий на диване,и задавались вопросы:

Понимание речи этими детьми ограничено конкретной ситуацией. Например, на просьбу показать домик на предъявленной ему картинке ребенок подбегает к окну и показывает домик на игровой площадке во дворе яслей. Такая привязанность слова к конкретному предмету свидетельствует об отсутствии у ребенка понимания значения данного слова.

Таким образом, тот этап в речевом развитии, который у нормально развивающихся детей соответствует второму году жизни, большинство детей с семейными формами алкоголизма проходят лишь в 3- 4 года.

Что касается особенностей мышления детей указанной категории, то у них наблюдались выраженные трудности при элементарном классифицировании предметов. Складывание простых разрезных картинок (из 2 - 3 частей) было им доступно только при наличии в поде зрения образца, в отдельных случаях - только путем наложения на образец. Аналогичные результаты были получены и при складывании фигур из палочек, кубиков, простой мозаики. Невысокий уровень развития речи и мышления обследованных детей раннего возраста (до 3- 4 лет) крайне ограничивает возможности выполнения тех требовании, которые предъявляет общество к нормально развивающимся детям этого возраста. Поэтому в их поведении нередко появляются примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Будучи ограничены в средствах общения с окружающими их людьми, такие дети нередко отстаивают свою точку зрения криком, плачем, агрессивными выходками или наоборот, чрезмерной ласковостью, прилипчивостью, привязчивостью.

Если нормально развивающийся ребенок к этому времени начинает овладевать своим поведением, то дети обследованного контингента вплоть до 6- 7-летнего возраста находятся во власти аффекта.

Неслучайным поэтому является нарастание признаков социальной дезадаптации удетей второй возрастной группы (4-8 лет). Как правило, в возрасте 4- 5 лет им недоступно понимание условностей и принятие ролей в сюжетно-ролевых играх, а в 6 - 7 лет они испытывают трудности при участии в играх с правилами.

Чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность не позволяют им завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в коллективе.

Обследованные дети 4- 8 лет оказываются не в состоянии выйти из-под влияния конкретной ситуации. Так, они не выполняют требования воспитателя идти спать, так как не могут преодолеть желания расстаться с привлекательной игрушкой. Столкнувшись с трудностями при выполнении заданий, они легко отвлекаются на посторонние раздражители. Не целенаправленность и слабость контроля были характерны для них почти во всех видах деятельности.

В то же время именно в возрасте 4 - 7 лет у этих детей интенсивно развивается речь, возникает возможность элементарного обобщения и систематизации предметов и явлений. Они справляются с предложенными заданиями, но при условии помощи со стороны взрослого. В норме к этому возрасту возможности самостоятельной организации деятельности значительно выше.

Ведущую роль среди психических процессов в старшем дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей играет память. Для детей, родители которых страдают алкоголизмом, в возрасте 4 - 8 лет характерно преобладающее развитие восприятия по сравнению с памятью. Такое место восприятия в ряду других психических процессов, с одной стороны, и отмеченная выше нерасчлененность эффективно-потребностной сферы с другой, лежит в основе слабой осознанности и произвольности своего поведения.

В характеристиках педагогов, воспитателей, родственников детей родителей, страдающих алкоголизмом, нередки указания на случаи мелкого воровства уже в дошкольном возрасте. Эти поступки не могут расцениваться как асоциальные, так как в них нет элементов умышленности, полной осознанности и произвольности. Напротив, именно отсутствие этих элементов и приводит к совершению таких действий, т. е. внешняя ситуация действует как побудительная сила, а механизмы произвольной регуляции еще не сформированы.

На первый взгляд может показаться, что дети родителей, страдающих алкоголизмом, отстают от нормы лишь по темпам развития, повторяя качественно те же этапы, которые прошли их нормально развивающиеся сверстники, но в более раннем возрасте. В действительности же это не так. И вступление в новый период жизни - период обучения в школе со всей очевидностью показывает, что необходимость адаптации к новой социальной ситуации развития способствует формированию у них своеобразных личностных особенностей, качественно отличающихся от тех, которые свойственны дошкольникам и младшим школьникам, выросшим в нормальных семейных условиях.

Жалобы, с которыми обращаются педагоги и родители детей 7-8-летнего возраста, в первую очередь, касаются их неусидчивости, невнимательности, не целенаправленности, нежелания трудиться и т. п.

При обследовании этих детей отчетливо обнаруживаются признаки социально-педагогической запущенности в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний и сведений об окружающем мире, недостаточной усвояемости многих навыков (счет, чтение, письмо, рисование и др.). Они усвоили элементарные обобщающие понятия (животные, растения, транспорт, мебель и др., но при самостоятельном определении понятий ориентируются не на существенные, а на конкретно-ситуационные признаки.

Что касается личностных особенностей детей 9 - 12-летнего возраста то для них характерны завышение уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживаний при неудачах.

Переживания детей, родители которых страдают алкоголизмом, поверхностны и неустойчивы, не оказывают существенного влияния на мотивационную и интеллектуальную сферы, а следовательно, и на поведение в целом. Это связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний; не попадая в сферу сознания, они быстро забываются и в результате дети редко задумываются о последствиях своих поступков и не планируют их.

Отставание в общем психическом развитии, с одной стороны, и высокие требования со стороны школы с другой, приводят к возникновению конфликтных ситуаций,основным способом выхода из которых в младшем школьном возрасте является уход: прогулы занятий, побеги из дома.

Такой протест против требований социальной среды приобретает наиболее

активный характер к подростковому возрасту. Из 20 обследованных подростков 14 состояли на учете в наркологическом диспансере по поводу эпизодического либо систематического употребления алкоголя, веществ с наркотическим действием.

Недоступность выполнения многих социальных требований, например, связанных с обучением в школе, приводит к поиску обходных путей самоутверждения, в частности к антиобщественны поступкам.

Цели у нормально развивающихся детей на подростковый возраст приходится пик в формировании самосознания, то у подростков с признаками хронического алкоголизма, наркомании самосознание развито слабо. Своеобразной компенсацией незрелости самосознания служит повышенная внушаемость таких подростков к асоциальным действиям.

Нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме могут усугубляться за счет таких нервно-психических заболеваний, как эпилепсия, умственная отсталость, дефекты зрения и слуха.

Таким образом, проведенные Е. М. Мастюковой исследования показывают значительные отклонения в психическом развитии на всех возрастных этапах у детей при семейном алкоголизме.

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной деятельности С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская.

Консультация для родителей. Влияние родительских установок на развитие детей Влияние родительских установок на развитие детей. Консультация. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух.

Влияние сказки на психическое развитие ребенка Влияние сказки на психическое развитие ребенка Главное предназначение сказочных историй – рассказать детям о мироустройстве, подготовить.

Влияние современного телевидения на психическое здоровье дошкольника Влияние современного телевидения на психическое здоровье дошкольника. Трудно представить жизнь современной семьи без телевизора. Телевидение.

Алкоголизм родителей — неблагоприятный фактор, который влияет на развитие ребенка, его здоровье, психоэмоциональное состояние, на то, как будет складываться вся его жизнь. Алкогольная зависимость нарушает взаимоотношения в семье. Психологическая обстановка в доме становится неблагополучной. Часто интересами ребенка пренебрегают в пользу заботы о зависимом члене семьи. Ребенок сталкивается с агрессией со стороны пьющего родителя.


Как меняется детская психика?

Изменения всегда негативны и могут проявляться в следующем.

Психическое развитие замедляется. Родители не участвуют в формировании личности, не контролируют и не стимулируют его. Ребенок растет предоставленным самому себе, часто даже элементарные его потребности (в безопасности, пище, одежде, обучении) не удовлетворяются.

Дефицит общения. Если оба родителя или один из них страдают от алкогольной зависимости, ребенок получает недостаточно общения. В раннем возрасте это — дефицит тактильного, эмоционального, речевого контакта, который может становиться причиной замкнутости, замедления, нарушений развития. По мере взросления возникает отчуждение, ребенок может становиться скрытным, избегать родителей, стыдиться или бояться их.

Трудности социальной адаптации. Основные паттерны поведения закладываются в семье. Если обстановка в ней неблагополучна, ребенок не имеет возможности научиться общаться правильно. Когда он попадает в детский коллектив в дошкольных или школьных учреждениях, это становится проблемой. Такие дети могут избегать любого контакта, общения. В других случаях они ведут себя агрессивно, могут совершать асоциальные поступки. Проблема усугубляется из-за того, что ребенок не умеет сочувствовать, сопереживать — его не научили этому в семье. Он не понимает других детей, не может полноценно взаимодействовать с ними, проявляет жестокость, не осознавая этого.

Дети, растущие в семьях, где один или оба родителя пьют, хуже учатся. Им сложно запоминать новую информацию, они не мотивированы на хорошую учебу, у них не сформирована система ценностей, которая позволила бы выстраивать нормальные отношения со сверстниками и с учителями.

То, как именно алкоголизм в семье повлияет на ребенка, определяется многими факторами: пьет ли только мать или отец или зависимость является семейной, какой образ жизни ведут родители, как они сами воспринимают свою зависимость, как она влияет на финансовый, социальный статус семьи.

Опытные врачи Наркологи. В стационаре или на дому. Круглосуточный выезд по Москве и области. Профессионально, анонимно, безопасно.

Влияние на состояние здоровья

Если алкогольная зависимость в семье появилась еще до рождения ребенка, это может сказаться на его физическом здоровье (при употреблении спиртного матерью в период беременности или отцом в период зачатия). В этом случае возможны тяжелые генетические патологии, недоношенность, нарушения развития.

Если родители начали пить уже после рождения ребенка, это тоже скажется на состоянии его здоровья:

  • неврологические нарушения: связаны с неблагополучной обстановкой в доме, постоянным напряжением, тревожностью, страхом. Проявляются треморами, тиками, энурезом, нарушениями сна, СДВГ, трудностями концентрации, запоминания;
  • соматические заболевания. Могут быть связаны с дефицитом питания, недостаточным уходом, отсутствием медобслуживания, контроля над состоянием здоровья. Чаще всего это анемии, нарушения обмена веществ из-за неправильного питания, глистные инвазии, паразитарные инфекции, другие болезни, обусловленные неблагополучной средой.

Работаем круглосуточно, опытные врачи, 100% анонимно.

Последствия во взрослом возрасте

Алкогольная зависимость у родителей — травмирующий фактор, действие которого сохраняется и после того, как ребенок взрослеет:

  • нет позитивного примера семьи, навыков взаимодействия с супругом, родственниками. Выросший в таких условиях человек просто не знает, как строить брак, как заботиться о детях, какими должны быть отношения в здоровой семье. Часто это проявляется безэмоциональностью, низким уровнем ответственности, эгоизмом или страхом отношений, привязанности, обязательств. Другая крайность — выбор неблагополучных партнеров (с алкогольной зависимостью, склонностью к жестокому поведению);
  • отсутствие базовых социальных навыков. Не получив навыков коммуникации в детском возрасте, взрослый человек испытывает трудности в формировании круга общения, выборе друзей, взаимодействии с коллегами, построении карьеры;
  • наследственный алкоголизм. Формируется, если ребенок рано начинает употреблять алкоголь по примеру родителей. Он не знает другого образа жизни, считает его нормальным, склонен винить генетику в своей зависимости;
  • отсутствие контакта с родителями. Отношения часто являются напряженными, конфликтными, ребенок может ощущать себя жертвой или винить себя в алкоголизме отца или матери. Это лишает его поддержки, когда он взрослеет, мешает правильному формированию личности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.