Вторую сигнальную систему высшей нервной деятельности формируют сигналы

Появление второй сигнальной системы — возникновение речи и языков, сигнальных систем человека с сородичами, где условные (произвольные) сигналы индивида приобретают определенные, принятые группой значения и значимости, преобразуются в знаки языка в прямом смысле этого слова — это один из важнейших результатов длительной эволюции социальной жизни рода Homo, передающиеся через речевую деятельность из поколения в поколение.

Биопсихологические и социальные условия формирования структур мозга (неокортекса) и образования языков подвергнуты в последние полтораста лет глубокому анализу палеопсихологами Б. Ф. Поршневым, (см. его О начале человеческой истории) и антропологами. А лингвистами — лишь с открытием европейской наукой санскрита и с появлением сравнительного языкознания индоевропейских языков (см. В.фон Гумбольдт, Фердинанд де Соссюр) .

Всю совокупность высшей нервной деятельности я представляю себе так. У высших животных, до человека включительно, первая инстанция для сложных соотношений организма с окружающей средой есть ближайшая к полушариям подкорка с её сложнейшими безусловными рефлексами (наша терминология), инстинктами, влечениями, аффектами, эмоциями (разнообразная, обычная терминология). Вызываются эти рефлексы относительно немногими безусловными внешними агентами. Отсюда — ограниченная ориентировка в окружающей среде и вместе с тем слабое приспособление.

Вторая инстанция — большие полушария… Тут возникает при помощи условной связи (ассоциации) новый принцип деятельности: сигнализация немногих, безусловных внешних агентов бесчисленной массой других агентов, постоянно вместе с тем анализируемых и синтезируемых, дающих возможность очень большой ориентировки в той же среде и тем же гораздо большего приспособления. Это составляет единственную сигнализационную систему в животном организме и первую в человеке.

В человеке прибавляется… другая система сигнализации, сигнализация первой системы — речью, её базисом или базальным компонентом — кинестетическими раздражениями речевых органов. Этим вводится новый принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов предшествующей системы, в свою очередь опять же с анализированием и синтезированием этих первых обобщенных сигналов — принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека — науку, как в виде общечеловеческого эмпиризма, так и в её специализированной форме.

Существенным резервом для дальнейших исследований остаются проблемы типологии колоссальных индивидуальных различий во взаимосвязях общего и специального типов ВНД, неокортекса и эмоционально-волевой и непроизвольной регуляции деятельности и общения, пока что слабо представленных как в физиологии ВНД , так и в психолингвистических исследованиях и в антропологической лингвистике.

Психологическая типология — система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Проблема удачного, то есть определяющего более широкий спектр производных характеристик, основания для классификации психологических типов всегда была краеугольной для дифференциальной психологии.

Домина́нта — устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения.

Втора́я сигна́льная система

Свойственная человеку качественно особая форма высшей нервной деятельности (См. Высшая нервная деятельность) — система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга (См. Головной мозг) животных и человека. Мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему (См. Первая сигнальная система) (П. с. с.) действительности. Человек же обладает помимо того способностью обобщать словом бесчисленные сигналы П. с. с.; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга (См. Кора больших полушарий головного мозга), в связи с наличием В. с. с. касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. В. с. с. возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку. П. с. с. и В. с. с. — различные уровни единой высшей нервной деятельности, но В. с. с. играет ведущую роль. Формирование В. с. с. происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия П. с. с. и В. с. с. может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Одни люди отличаются относительной слабостью П. с. с. — их непосредственные ощущения бледны и слабы (мыслительный тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы П. с. с. ярко и сильно (художественный тип). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.

В изучении В. с. с. вначале преобладало накопление фактов, характеризующих значение обобщающей функции словесных сигналов, а затем — вскрытие нервных механизмов действия слова. Установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей (см. Условные рефлексы); при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости (См. Возбудимость), большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определённых пунктов коры мозга. Развитие В. с. с. — результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией какого-то ограниченного отдела мозга невозможно.

Лит.: Павлов И. П., Поли. собр. трудов, т. 1—5, М. — Л., 1940—49; Красногорский Н. И., Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954; Бойко Е. И., Основные положения высшей нейродинамики, в сб.: Пограничные проблемы психологии и физиологии, М., 1961; Кольцова М. М., Обобщение как функция мозга, Л., 1967.

  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Вторая палатализация
  • Вторая сборная Ирландии по футболу

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — свойственная человеку система условно рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т. е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной… … Большой Энциклопедический словарь

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — качественно особая форма высшей нервной деятельности, свойственная только человеку, система речевых сигналов (произносимых, слышимых, видимых). Понятие, предложенное И. П. Павловым в 1932 для определения принципиальных различий в работе головного … Биологический энциклопедический словарь

вторая сигнальная система — Система реакций человека, создающаяся не только органами чувств, но и мозгом, перерабатывающим данные органов чувств, превращая их в сигналы второго порядка, которые становятся данными человеческого сознания. Вторая сигнальная система существует… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Вторая Сигнальная Система — понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных,… … Психологический словарь

вторая сигнальная система — свойственная человеку система условно рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, то есть не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной… … Энциклопедический словарь

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — В Павловском подходе стимулы или сигналы разделяются на две области: те, которые непосредственно определяются физическими событиями (первая сигнальная система), и те, которые порождаются внутри организма (вторая сигнальная система). Павлов… … Толковый словарь по психологии

Вторая сигнальная система — свойственная человеку система условно рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной системы … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

вторая сигнальная система — По учению И. П. Павлова, вторую сигнальную систему составляют слова, выступающие в качестве сигналов первых сигналов (таковыми являются впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды). Вторая сигнальная система является… … Словарь лингвистических терминов

Вторая сигнальная система — свойственная человеку качественно особая форма высшей нервной деятельности (См. Высшая нервная деятельность) система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения… … Большая советская энциклопедия

Вторая сигнальная система является результатом социальности человека как вида. Однако следует помнить, что вторая сигнальная система находится в зависимости от первой сигнальной системы. Дети, родившиеся глухими, издают такие же звуки, как и нормальные, но, не подкрепляя издаваемые сигналы через слуховые анализаторы и не имея возможности подражать голосу окружающих, они становятся немыми.

Известно, что без общения с людьми вторая сигнальная система (особенно речь) не развивается. Так, дети, унесенные дикими животными и жившие в зверином логове (синдром Маугли), не понимали человеческой речи, не умели говорить и утратили способность научиться разговаривать. Кроме того, известно, что молодые люди, попавшие в изоляцию на десятки лет, без общения с другими людьми забывают разговорную речь.

Вторая сигнальная система–система восприятия окружающего мира через смысловое значение слова. Наличие второй сигнальной системы является качественным отличием высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных. Благодаря ей анализ и синтез окружающего мира осуществляется не только в результате действия на органы чувств конкретных раздражителей и возникновения непосредственных ощущений, но в результате оперирования словом. Способность человеческого мозга к анализу и синтезу речевых сигналов составляет основу абстрактного мышления, позволяет получать знания и накапливать опыт без непосредственного контакта с окружающей действительностью.

Выделяют следующие свойства второй сигнальной системы:

1. Одномоментность формирования и перестройки временных связей: временные связи условных рефлексов первой сигнальной системы вырабатываются постепенно и постепенно угасают, а временные связи словесных условных рефлексов вырабатываются в один прием.

2. Явление элективной (избирательной) иррадиации во взаимоотношениях первой и второй сигнальной систем. Элективная иррадиация происходит из первой сигнальной системы во вторую. При замене условного раздражителя его словесными обозначениями проявляется один и тот же условный рефлекс. Избирательная иррадиация возбуждения происходит и из второй сигнальной системы в первую. Наряду с избирательной наблюдается диффузная иррадиация условного возбуждения между сигнальными системами, когда первосигнальная условная реакция вызывается не только словом, обозначающим сигнал, но и его синонимами.

3. Более высокая утомляемость словесных рефлексов и подверженность внешним воздействиям.

В формировании сигнальных систем обнаруживается полушарная асимметрия. Левое полушарие обеспечивает развитие абстрактного мышления, отвечает за восприятие, переработку, анализ и синтез сигналов второй сигнальной системы. Правое полушарие, воспринимая и перерабатывая сигналы первой сигнальной системы, ответственно за предметно-образное мышление.

Соотношение активности двух полушарий может быть разным, что проявляется в различных отношениях между первой и второй сигнальными системами. Учитывая их динамические отношения, И.П. Павлов предложил выделить специфические человеческие типы высшей нервной деятельности в зависимости от преобладания первой или второй сигнальных систем в восприятии действительности. Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответственных за первосигнальные раздражители, И.П. Павлов относил к художественному типу. Если же более сильной в динамическом отношении оказывается вторая сигнальная система, подавляющая первую,– к мыслительному типу. В тех случаях, когда сигналы первой и второй сигнальных систем вызывают одинаковой силы нервные процессы, ни первая, ни вторая сигнальные системы не оказывают доминирующего влияния на поведение человека. Таких лиц И.П. Павлов относил к среднему типу. Большинство людей относится именно к этому типу.

Первая сигнальная система

Впервые понятие сигнальные системы ввел И. П. Павлов, для различения ВНД человека и животных.

Первая сигнальная система присуща человеку и животному. Характеризуется, первая сигнальная система, проявлением в рефлексах, которые формируются на раздражении внешней и внутренней среды, кроме смыслового слова.

Сигналы первой сигнальной системы:

  • Запах;
  • Форма;
  • Вкус;
  • Цвет;
  • Температуру и т. п.

Поступление таких сигналов, от рецепторов поступают в головной мозг нервные импульсы животного и человека поддаются анализу и синтезу

Характерные черты первой сигнальной системы:

  1. Определенность сигнала (любые явления окружающей реальности человека или животного);
  2. Подкрепление безусловным раздражителем (например, оборонительными, пищевыми или половыми раздражителями);
  3. Биологическая природа целевого приспособления ( человек или животное постоянно стремится к лучшему: питанию, жилищу, размножению, обороне).

Вторая сигнальная система

В процессе социального развития человеческий организм приобрел вторую сигнальную систему, которая стала обеспечивать формирование общего представления об окружающей реальности с помощью слова и речи. Вторая сигнальная система взаимосвязана с сознанием и абстрактным мышлением человека.

  • Курсовая работа Первая и вторая сигнальные системы 420 руб.
  • Реферат Первая и вторая сигнальные системы 260 руб.
  • Контрольная работа Первая и вторая сигнальные системы 220 руб.

Сигналы второй сигнальной системы:

  • Слова устной речи;
  • Слова письменной речи;
  • Знаки;
  • Рисунки;
  • Формулы;
  • Мимика;
  • Жесты;
  • Символы.

Сигнальное значение слова для человека заключается в его смысловом содержании.

Вторая сигнальная система способна заменить раздражители первой сигнальной системы. Поскольку, сигналы 1-й системы постоянно и непрерывно взаимодействуют с сигналами 2-й системы. Таким образом, возникает условный рефлекс второго и последующих высших порядков.

Благодаря второй сигнальной системе человек способен к абстрактному речевому мышлению.

Для функционирования второй сигнально системы оба полушария головного мозга принимают участие.

При 2-й сигнальной системы возникло, в нервной деятельности, отвлечение и обобщение сигналов, который непосредственно поступают в головной мозг. Вследствие, обусловливается адаптационная функция человека к внешней среде. Так, вторая сигнальная система регулирует различные формы поведения человека.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Характерные черты второй сигнальной системы:

  1. Обобщение понятий и отвлечение от общих свойств;
  2. Одновременность в перестройки и формирование временных нервных связей;
  3. Отображение временных связей;
  4. Абстрактность и отвлечение понятия;
  5. Утомляемость и влиятельность рефлексов.

Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами

Взаимодействие между системами, заключается в проявлении избирательной иррадиации нервных процессов между ними. Такое взаимодействие характеризуется наличием связей сенсорных зон коры больших полушарий между собой, которые воспринимают стимулы и нервные структуры. Также существует, между сигнальными системами, иррадиация торможения.

Стадии взаимодействия сигнальных систем в процессе онтогенеза:

  1. Реализация условных рефлексов на уровне первой сигнальной системы;
  2. Реакция на словесные раздражители вегетативными и соматическими реакциями;
  3. Словесная реакция, реализация второй сигнальной системы (начинается с произношением отдельных слов, связанных с отдельным предметом. Затем слова обозначают действия и переживания. Чуть позже происходит дифференциация слов на категории. В конечном итоге с каждым годом жизни ребенка увеличивается его словарный запас);
  4. Появление условных рефлексов;
  5. Выработка двигательных и речевых стереотипов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Если к первой относятся разнообразные процессы, происходящие в мозге в ответ на раздражители среды, и она является чувственной основой для построения человеком субъективного мира, то ко второй относят все процессы, связанные с восприятием речевых, словесных сигналов. Таким образом, сигнальная система отвечает за восприятие и появление реакции на внешние стимулы, что позволяет человеку адаптироваться к среде и адекватно вести себя в зависимости от условий.

Развитие второй сигнальной системы сопряжено с трудом и ростом значения социума для человека. 1-я сигнальная система выполняет функцию по непосредственному отражению мира через сигналы от органов чувств, 2-я – через отвлеченные, общие понятия. В процессе чтения, разговора именно вторая система приводит к появлению ассоциаций со словами. Она является базисом для абстракций, а значит, и для мышления.

Зависимость двух систем легко проследить на примере глухих детей. Без возможности слышать издаваемые звуки и подражать окружающим у них не развивается речь. Обе системы оказывают влияние и контролируют друг друга, вторая система способна управлять безусловными рефлексами.

Левое и правое

  • Центр речи Брока (повреждение приводит к отсутствию устной речи).
  • Центр Вернике (поражение этой области сказывается на возможностях понимания смысла).
  • Оптический центр (повреждения здесь ведут к деградации восприятия написанного).

Перечисленные центры сосредоточены в левом полушарии, что, по-видимому, связано с праворукостью. Нередко левое полушарие называется отвечающим за вторую сигнальную систему. Если оказывается влияние на работу левого полушария, то, как правило, возникают проблемы с обработкой речи, произнесением слов, пониманием текстов, решением головоломок, а первая сигнальная система никак не страдает.

Наоборот, при угнетении правого полушария эмоциональная сторона музыки, звуки, вид предметов нарушаются, а все мыслительные и речевые функции остаются в норме. Разделение по полушариям подтверждается также тестами на обращения к людям в разных формах (словесной или неречевой).

Социализация

Речевая функция приобретается через обучение. У ребенка не выработается способность говорить, если он будет лишен общения. Слово становится раздражителем уже в первый год жизни, а именно во второе полугодие.

Начало второго года знаменует собой переход слова с второстепенных ролей на главные. Оно становится самостоятельным и ведущим раздражителем. Важным фактором прихода к этому результату является изменение декораций и условий при неизменности слова во время обучения ребенка.

Постепенно слова, оставаясь связанными с комплексами явлений, превращаются из звуковых раздражителей в речевые сигналы. Физиология объясняет это активностью разных очагов в мозге. Возбуждение, связанное с раздражителем–предметом, становится синхронизировано с возбуждением от слова. Так рождается единая сетка, включающая обе области.

Только ко времени поступления в начальную школу у ребенка ведущей становится система, отвечающая за речевые рефлексы, но и первая не теряет полностью влияния. Для выработки эффективных паттернов поведения полезно сочетать слова и действия по активизации первой системы.

Особенности реакций

1. Если на какое-то слово у человека выработался условный рефлекс, то на слова, сходные с ним по смыслу, также будет происходить рефлекторная реакция.

2. Быстрое формирование и перестройка. Для создания/отмены/изменения стимульно-реактивной связки требуется множество повторений для первой; чтобы связать слова и объект – или, точнее, смысл и объект, – нужны секунды.

Типология

Когда интенсивнее и чаще работает первая – человека относят к художественному типу, когда вторая – к мыслительному. Краткое описание двух крайностей:

  • Художественный тип конкретен. Его притягивает все яркое, образное, наполненное звуками и красками. Художники не могут обойтись без запахов и прикосновений.
  • Мыслительный тип отличается склонностью к абстракциям, аналитике. Яркие картины словно ускользают от взора мыслителя, он все представляет в виде обобщений, словесных определений.

Первая сигнальная система, как уже было сказано, отвечает за ту часть отраженной действительности, которая воспринимается органами чувств. Вторая сигнальная система обеспечивает наполнение смыслом. Ни первая, ни вторая не являются обособленными, что легко заметить при изучении рефлексов последней.

Первая и вторая сигнальные системы

Все закономерности условно рефлекторной деятельности являются общими для высших животных и человека. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма, если только различные раздражения экстеро- или интерорецепторов сочетаются с какими-либо раздражениями, вызывающими безусловные или условные рефлексы. И у человека при соответствующих условиях возникает внешнее (безусловное) или внутреннее (условное) торможение. И у человека наблюдается иррадиация и концентрация возбуждения и торможения, индукция, динамическая стереотипия и другие характерные проявления условнорефлекторной деятельности.

Общими и для животных и для человека являются анализ и синтез непосредственных сигналов внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему действительности.

У человека в процессе его социального развития, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система , связанная со словесной сигнализацией, с речью. Эта высокосовершепная система сигнализации состоит в восприятии слов — произносимых (вслух или про себя), слышимых или видимых (при чтении). Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и качественно изменило высшую нервную деятельность человека.

Вне общества — без общения с другими людьми — вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи и не умели говорить. Известно также, что люди, в молодом возрасте изолированные на десятки лет от общества других людей, забывали речь; вторая сигнальная система у них переставала функционировать.

Учение о высшей нервной деятельности дало возможность раскрыть закономерности функционирования второй сигнальной системы. Оказалось, что основные законы возбуждения и торможения являются общими и для первой и для второй сигнальных систем. Возбуждение любого пункта коры больших полушарий у человека приводится в связь с зонами восприятия речи и ее выражения, т. е. с сенсорными и моторными центрами речи. Доказательства этому даны в опытах А. Г. Иванова-Смоленского и его сотрудников на детях.

Механизм подобных условнорефлекторных реакции связан с тем, что в процессе обучения речи, задолго до опытов, возникли временные связи между корковыми пунктами, воспринимающими сигналы от различных предметов, и центрами речи, воспринимающими словесные обозначения предметов. Таким образом, центры речи включаются в образование временных связей в коре мозга человека. Во всех описанных опытах мы встречаемся с явлением элективной иррадиации, заключающейся в том, что возбуждения из первой сигнальной системы передаются во вторую и обратно. Элективная иррадиация является существенно новым физиологическим принципом, проявляющимся в деятельности второй сигнальной системы и характеризующим се соотношение с первой.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга. У человека все восприятия и представления и большая часть ощущений словесно обозначаются. Из этого следует, что возбуждения первой сигнальной системы, вызываемые конкретными сигналами от предметов и явлений окружающего мира, передаются во вторую сигнальную систему.

Обособленное функционирование первой сигнальной системы без участия второй (за исключением случаев патологии) возможно только у ребенка до овладения им речью.


В первой сигнальной системе все формы поведения базируются на непосредственном восприятии действительности и реакции в ответ на непосредственные (натуральные) раздражители. Человек воспринимает внешний мир на основе деятельности первой сигнальной системы. Следовательно, общими для животных и человека являются анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему.

У человека в процессе его развития появилась "чрезвычайная прибавка" к механизмам работы мозга. Это вторая сигнальная система действительности, специфическим раздражителем которой является слово с заложенным в него смыслом, слово, которое обозначает предметы и явления окружающего мира. Под второй сигнальной системой действительности И.П.Павлов понимал нервные процессы, возникающие в полушариях большого мозга в результате восприятия сигналов окружающего мира в виде речевых обозначений предметов и явлений природы и общества. Слово воспринимается человеком как услышанное (слуховой анализатор), как написанное (зрительный анализатор) или как произнесенное (двигательный анализатор). Во всех случаях данные раздражители объединяются смыслом слова. Слова приобретают смысл в результате возникновения прочной связи в коре полушарий большого мозга между центрами возбуждения, возникающими под действием конкретных объектов окружающего мира, и центрами возбуждения, возникающими при произнесении вслух, обозначающих конкретные предметы или действия. В результате образования таких связей слова могут заменить конкретный раздражитель окружающей среды и сделаться его символом.

Возникновение второй сигнальной системы внесло новый принцип в деятельность мозга человека. Слово, как сигнал сигналов, дает возможность отвлечься от конкретных предметов и явлений. Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщение и отвлечение, что находит свое выражение в характерных для человека явлениях - мышлении и понятиях.

Способность мыслить путем абстрактных (отвлеченных) образов, понятий, выражаемых произнесенными или написанными словами, сделало возможным возникновение абстрактно-обобщенного мышления.

Итак, вторая сигнальная система человека является основой сугубо человеческого словесно-логического мышления, основой формирования знаний об окружающем мире посредством словесных абстракций и основой человеческого сознания.

В каждом поведенческом акте человека обнаруживается участие трех видов межнейронных связей: 1) безусловно-рефлекторных; 2) временных связей первой сигнальной системы; 3) временных связей второй сигнальной системы. Анализ физиологических механизмов поведения человека показывает, что оно является результатом совместной деятельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга.

Вторая сигнальная система как высший регулятор человеческого поведения преобладает над первой и в некоторой мере подавляет ее. Вместе с тем первая сигнальная система в известной степени определяет деятельность второй.

Обе сигнальные системы (состояния которых определяются функцией коры большого мозга в целом) тесно связаны с деятельностью подкорковых центров. Человек может произвольно затормаживать свои безусловнорефлекторные реакции, сдерживать многие проявления инстинктов и эмоций. Он может подавлять оборонительные (в ответ на болевые раздражения), пищевые, половые рефлексы. Вместе с тем подкорковые ядра, ядра мозгового ствола и ретикулярная формация являются источниками импульсов, поддерживающих нормальный тонус коры большого мозга.

С помощью слов человек может познавать окружающую действительность, обобщенно и опосредованно отражая ее существенные свойства. Слово может выступать в качестве условного раздражителя и иметь такую же силу, как и непосредственный раздражитель, а связанные с ним временные нервные связи человека могут быть устойчивы и сохраняться без подкрепления в течение многих лет. Слово может влиять не только на психические, но и на физиологические процессы, как, например, при внушении и самовнушении. Любое слово: слышимое или произносимое, прочитанное или написанное относится ко второй сигнальной системе.

Функции речи:

  • — коммуникативная — использование речи как средства общения между людьми;
  • — понятийная — заключается в том, что речь является орудием абстрактного и понятийного мышления. С помощью речи может осуществляться не только анализ и синтез поступающей информации, но и формулироваться суждения и выводы;
  • — регуляторная — заключается в способности к регуляции деятельности разных органов и систем организма с помощью слов. Словесные раздражители могут изменять интенсивность обменных процессов, функционирование внутренних органов, воздействовать на мышечную и на сенсорные системы. Действие слова тесно взаимосвязано с его смысловым значением.

Формы речевой деятельности. Речь может быть представлена в трех формах: акустической, оптической и кинестезической.

Акустическая форма речи связана с восприятием звуковых сигналов, реализующимся при дроблении речевого потока на определенные звуко- комплексы — фонемы, воспринимаемые слуховым и речевым анализаторами. При произнесении слов происходит интеграция отдельных звуковых элементов в речевой поток. Акустическая форма речи является основой для осуществления речевой коммуникации.

Оптическая форма речи реализует анализ и интеграцию отдельных буквенных символов.

Кинестезическая форма речи реализует звуковое выражение речи с помощью мышечного аппарата артикулирующих органов. Мышечное напряжение органов артикуляции достаточно высоко даже когда человек молчит. Физиологически это связано с работой речевых органов в процессе мышления. Кинестезическая форма речи актуализируется также в процессах письма, осуществляемых тонкими дифференцированными движениями кистей рук.

Физиологические основы речи. Физиологической основой речи является вторая сигнальная система. Слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь) становятся условными раздражителями второй сигнальной системы. Процесс формирования условно-рефлекторной связи основан на том, что будучи вначале нейтральными раздражителями, звуки и написанные слова в процессе повторного сочетания их с раздражителями первой сигнальной системы, т.е. с непосредственным восприятием предметов, получением ощущений от их свойств, становятся условными речевыми раздражителями. В итоге слова становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались, приобретая смысловое значение. При этом образовываются временные нервные связи, которые укрепляются в дальнейшем путем постоянных речевых подкреплений, становятся прочными и приобретают разнонаправленный

характер, г.е. вид предмета вызывает в качестве реакции возникновение образа слова, и наоборот, слышимое или видимое слово сразу же вызывает образ предмета, обозначаемого этим словом.

Системы, которые обеспечивают речь, можно разделить на две группы: периферические и центральные. К центральным относят определенные структуры головного мозга, а к периферическим — органы слуха и голосовой аппарат.

Все речевые анализаторы закладываются в обоих полушариях, но в качестве речевого центра развиваются только с одной стороны. Литерализация (расположение с правой или левой стороны) речевого центра соответствует функциональной литерализации полушарий и, как правило, соответствует литерализации ведущей руки (так называемые правши и левши). Речевой центр образован речевым кругом, который объединяет три мозговых речевых зоны (рис. 13.1):

  • речедвигательный центр Брока, который отвечает за реализацию речевого акта, управляя речевой мускулатурой. Зона Брока расположена в нижней части лобных извилин (поле 44, см. рис. 11.11), это двигательный центр мышц речевого аппарата. При поражении моторного центра речи развивается так называемая кинетическая моторная афазия, при которой человек понимает речь, но говорить не может;
  • сенсорный центр Вернике отвечает за восприятие устной речи. Он локализован в височной зоне в задних отделах верхней височной извилины (поля 22, 37, 42 левого полушария). Функция этого центра — распознавание фонем языка в устной речи, как в импрессивной, так и в экспрессивной. При поражении центра Вернике возникает так называемая сенсорная афазия, когда человек нс может распознать и дифференцировать речевые звуки в устной речи, при этом страдает как понимание чужой речи, так и реализация собственной, так как нарушается и ее восприятие. Поле 37, входящее в центр Вернике, отвечает за запоминание слов. При поражении этого поля люди нс помнят названия предметов и возникает гак называемая амнестическая афазия;

ассоциативный центр, расположенный на границе височной и теменной долей, отвечает за формирование
структуры предложений.

Рис. 13.1. Схема речевого круга

Кроме грех центров, объединяемых в речевой круг, выделяют центр восприятия письменной речи. Он локализован на границе височной, геменной и затылочной долей (поле 39, см. рис. 11.11) и отвечает за распознавание и хранение образов письменной речи. При повреждении этого центра при сохранном зрении наступает расстройство распознавания написанных слов.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой мере зависит от наличия нормального речевого окружения, обеспечивающего достаточную речевую практику, от процессов воспитания и обучения с первых дней жизни ребенка. Сенситивный период формирования второй сигнальной системы приходится на первые годы жизни и требует следующих условий: определенного уровня зрелости коры головного мозга, сформированное™ артикуляционного аппарата, сохранного слуха, полноценного речевого и эмоционального окружения с первых дней жизни ребенка.

Речь служит важнейшим средством связи между ребенком и окружающим миром, является наиболее совершенной формой общения. Формирование речи в детском возрасте — одна из основных характеристик общего развития ребенка, отражающая его интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.