Выявление особенностей нервной системы


Скачать:

ВложениеРазмер
типы нервной системы 19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Определение типа нервной системы

М.К. Акимова, В.Т. Козлова.

Типология учащихся по психофизиологическим особенностям была предложена М.К. Акимовой, В.Т. Козловой и основана на теоретических трудах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына. В основе данной классификации лежат динамические составляющие поведения ученика, которые обусловлены свойствами нервной системы, такими как сила (степень выносливости, работоспособности нервной системы, её устойчивость к разного рода помехам); подвижность (скорость переключения и скорость привыкания к меняющимся условиям) и лабильность (скорость, темп выполнения различных видов деятельности). Отмечено, что данные особенности учащихся являются врождёнными.

1. Без особых затруднений могут работать в течение длительного времени. Однако при однообразной, монотонной работе у них часто возникает чувство раздражения, неудовольствия. Они стремятся избегать такой работы, ищут пути выхода, например, начинают отвлекаться, разговаривать с соседями, задавать вопросы учителю, заглядывать в чужие тетради.

2. Их не пугает ответственная напряжённая работа, даже если её надо сделать за ограниченный промежуток времени. Не смущают неожиданные вопросы.

3. Непоседливы, не собраны, сложно сосредоточиться на уроке, долго не могут собраться и приняться за работу (и в классе и дома).

4. С трудом удаётся выполнять работу по алгоритму, шаблону. Например, при сложном синтаксическом разборе сложных предложений, и т.п. Не склонны к работе, требующей систематизации, упорядочения материала. Не любят планировать свою деятельность и проверять уже выполненное задание, их раздражает повторение пройденного материала. Именно поэтому они не составляют для себя каких – либо графиков и расписаний. Их не смущает известная неопределённость в том, чем и когда ему нужно заниматься, кто и где его ждёт. Он способен на ходу принимать решение или изменять прежние намерения, быстро, без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам.

5. Переходя от одного занятия к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее.

6. Способны хорошо работать в ситуациях, требующих переключения внимания, а также в шумной, неспокойной обстановке, могут усваивать значительный по объёму и разнообразный по содержанию материал.

7. Ученики с сильной нервной системой чаще уверены в себе, в своих знаниях, возможностях, поэтому менее чувствительны к оценкам, к замечаниям учителя, сделанным после неудачного ответа. Иногда им свойственно даже переоценивать себя.

8. Добиваются одинаковых успехов, как в письменной работе, так и при устном ответе.

1. Для них оптимальны условия, требующие монотонной, однообразной работы.

2. Испытывают определённые трудности в ситуациях, где требуется длительная напряжённая работа (трудный урок, контрольная, написание сочинений за два урока, продолжительный школьный день и т.п.). Они быстро устают, теряют работоспособность, начинают допускать ошибки, к концу 6 – 7 урока продуктивность их работы существенно падает, они медленно усваивают материал, начинают чувствовать себя утомлёнными.

3. Любят последовательную, планомерную работу. Легче действуют по шаблону, по схеме, при этом обстоятельно шаг за шагом выполняя задание. Они успешно выполняют те виды заданий, которые требуют предварительной подготовки. Склонны планировать предстоящую деятельность для того, чтобы равномерно распределить свои силы между отдельными её этапами, к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов.

4. При ответе или усвоении материала для них необходимо использовать внешние опоры; графики, рисунки, диаграммы, таблицы облегчают им учебную деятельность.

5. Серьёзные трудности для них создаёт работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (например, когда во время объяснения новой темы учитель одновременно ведёт опрос по пройденному материалу, привлекает разнообразный дидактический материал – карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.). Таким учащимся сложно эффективно, продуктивно выполнять задания в шумной, неспокойной обстановке. У них резко возрастает число ошибок, быстро возникает утомление.

6. Они ограничены также в объёме воспринимаемой информации, поэтому им трудно на уроке усвоить большой по объёму и разнообразный по содержанию материал.

Кроме того, они очень болезненно относятся к своим неудачам, для них характерна повышенная эмоциональная чувствительность к замечаниям учителя и отрицательным оценкам, неуверенность в своих силах, в своих знаниях.

Построение учебно-воспитательного процесса с учётом психофизиологических особенностей учащихся (в целях повышения его эффективности) предполагает дифференциацию приёмов работы учителя.

1) не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

2) давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;

3) желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;

4) не заставлять отвечать только что изученный материал, лучше отложить ответ на следующий урок;

6) осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять их за старания, настойчивость, даже если результат далёк от желаемого:

7) во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного;

8) в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку;

9) по возможности спрашивать в начале урока, лучше если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;

10) важно научить школьника умению пережить неудачу.

1) необходимо постоянное руководство и контроль со стороны учителя;

2) использовать непродолжительные перерывы, смену видов деятельности;

3) для них необходима тренировка усидчивости, терпения, которая, однако, должна исключать накопления переутомления, эмоционального напряжения;

4) формировать навыки самоконтроля;

5) контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: сформировать представление о нервной системе человека, о механизме работы головного мозга, о различных видах памяти и их значении для учебы; развивать словесно-логическую, наглядно-образов.

В презентации рассматриваются разные участки невной системы человека. Определяется термин "нерв" и его составляющие. На анимационных примерах демонстрируется связь НС с органами чувств. Представленны .

Урок в 3 классе по теме "Нервная система" проведён с использованием ИКТ. .

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по разделу "Организм человека" УМК "Гармония". Использованы иллюстрации головного мозга, спинного мозга и нервных окончаний и клеток.

презентация по окружающему миру "Нервная система".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного" (УМК "Школа России").

Экспериментально определялась устойчивость типа вегетативной нервной системы у юных лыжников с ваготоническим типом под действием разнонаправленных тренировочных нагрузок. Установлено, что разнонаправ.

1. Часто ли ваши новые интересы, чувства, настроения
меняют первоначальные планы?

а) нет; б) не знаю; в) часто; г) очень часто.

2. Можно ли вас назвать оптимистом, человеком постоянно
испытывающим радость, воодушевление, бодрость?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

3. Часто ли вы бываете с товарищами искренни и откровенны?
а) нет; б) очень редко; в) иногда; г) да

4. Доставляют ли вам удовольствие шумные спортивные игры?
а) нет; б) очень редко; в) часто; г) всегда.

5. Всегда ли вы проявляете осторожность в необычной
ситуации?

а) всегда; б) почти всегда; в) редко; г) никогда.

6. Часто ли вы можете терять интерес к одной работе,
чтобы перейти к другой?

а) очень редко; б) редко; в) часто; г) очень часто.

7. Всегда ли вы можете сосредоточенно и эффективно
работать в напряженной обстановке?

а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

8. Считаете ли вы себя более нервным, чем большин­
ство людей?

а) да; б) не знаю; в) кажется нет, г) нет.

9. Всегда ли вы проявляете самостоятельность и инициати­
ву в новых делах?

а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

10. Часто ли, вам приходит в голову мысль, что вы можете
заболеть или получить травму?

а) очень часто; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

1. Можно ли вас назвать спокойным и выдержанным
человеком?

а) нет; б) не знаю; в) иногда можно; г) можно.

2. Доставляет ли вам большое удовольствие работать акку­
ратно, но медленно?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

3. Часто ли у вас бывают поводы для раздражения и обид?
а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.

4. Свойственно ли вам нетерпение в условиях вынужденно­
го ожидания?

а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.

5. Доставляет ли вам удовольствие тяжелая физическая
работа?

а) нет; б) иногда; в) не знаю; г) да.

6. Часто ли вас беспокоят окружающие люди?

а) часто; б) иногда; в) очень редко; г) никогда.

7. Часто ли товарищи бывали с вами несправедливы
и грубы?

а) очень часто; б) часто; в) редко; г) очень редко.

8. Легко ли вы отвлекаетесь от работы, чтения литературы?
а) легко; б) по-разному; в) стараюсь не отвлекаться;

г) не отвлекаюсь.

9. Легко ли вы расстаетесь с прежними товарищами, чтобы
приобрести новых друзей?

а) легко; б) по-разному; в) с трудом; г) с большим трудом.

10. Можно ли вас назвать усидчивым и терпеливым
человеком?

а) нет, нельзя; б) не знаю; в) иногда можно; г) да, можно.

1. Всегда ли вы активно отстаиваете свою точку зрения?
а) нет; б) очень редко; в) редко; г) всегда.

2. Стараетесь ли вы руководить людьми, командовать ими,
обучать их?

а) нет, б) не знаю; в) иногда; г) да.

3. Стараетесь ли вы избегать трудностей, неясных ситуаций?
а) да; б) иногда; в) нет; г) никогда.

4. Доставляет ли вам удовольствие длительно работать в бы­
стром темпе?

а> очень не люблю работать быстро;

б) иногда доставляет удовольствие;

в) всегда доставляет удовольствие.

5. Как быстро отвечаете на вопрос или реплику в ваш адрес?
а) медленно; б) по-разному; в) быстро; г) очень мед­
ленно.

6. Легко ли вы знакомитесь с людьми?

а) нет; б) по-разному; в) легко; г) очень легко и бы­стро.

7. Бурно ли вы реагируете на критику и оскорбление?
а) нет; б) смотря, когда; в) бурно; г) очень бурно.

8. Как быстро вам удается припомнить необходимый матери­
ал при сдаче экзамена или зачета?

а) очень медленно, с большим трудом;

б) медленно, но припоминаю все, что знал;

в) быстро припоминаю;

г) очень быстро припоминаю и отвечаю без подготовки.

9. Способны ли вы длительное время терпеть недостатки
окружающих?

а) да; б) не знаю; в) смотря какие недостатки; г) нет.

10. Считаете ли вы себя осторожным и предусмотритель­
ным человеком?

а) да; б) не знаю; в) иногда; г) нет.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ АНКЕТЫ

1. Как быстро вы превращаете свои мысли в слова при
беседе или выступлении?

а) очень медленно; б) медленно; в) средне; г) быстро; д) очень быстро.

2. Легко ли вы выполняете одновременно несколько про­
стых дел (например, читаете и периодически отвечаете на
вопросы или пишите одновременно)?

а) очень трудно; б) трудно; в) средне; г) легко; д) очень легко.

3. Как быстро вы отвечаете на вопрос или реплику в ваш
адрес?

а) очень медленно; б) медленно; в) по-разному;

г) быстро; д) очень быстро.

4. Как долго вы переживаете события, касающиеся вас?
а) очень долго; б) долго; в) по-разному; г) недолго;

д) совсем недолго.

5. Доставляет ли вам большое удовольствие длительно
работать в быстром темпе?

а) это мне неприятно;

б) это мне приятно;

в) иногда доставляет удовольствие;

г) доставляет удовольствие;

д) очень люблю работать в быстром темпе.

6. Быстро ли вы осваиваете принципиально новые виды
работы или переходите от одного дела к другому? Как велико
при этом у вас желание работать?

а) очень медленно и долго, без желания;

б) медленно и вначале без желания;

в) средне, но скоро начинаю ощущать интерес к работе;

г) быстро и с некоторым любопытством;

д) очень быстро и сразу берусь за дело с большим интересом.

7. Часто ли вы при чтении учебного материала или каких-
либо сложных статей возвращаетесь к прочитанному, чтобы
лучше его понять и усвоить?

а) очень часто; б) часто; в) иногда; г) редко; д) очень редко.

8. Всегда ли вы можете сосредоточенно и плодотворно
работать в напряженной и ответственной обстановке?

а) никогда; б) редко; в) иногда; г) почти всегда; д) всегда.

9. Всегда ли вам удается следить за мыслями лектора,
который быстро излагает материал, и при этом делать по ходу
лекции нужные записи?

а) никогда не успеваю; б) как правило, не успеваю;

в) иногда успеваю; г) почти всегда успеваю; д) успеваю.

10. Как быстро вам удается припомнить необходимый
материал при сдаче экзамена или зачета?

а) очень медленно и с большим трудом;

б) медленно, не могу вспомнить все, что знал;

в) средне, надо подумать; г) быстро; д) очень быстро.

11. Бывает ли так, что после свершившегося вы терзаетесь
мыслью о том, что вам следовало бы сделать что-то иначе?

а) очень часто; б) часто; в) иногда; г) редко; д) очень редко.

12. Как долго вы переживаете случившийся конфликт?
а) очень долго; б) долго; в) по-разному;

г) быстро об этом забываю; д) очень быстро об этом
забываю.

13. Как долго вы обычно обдумываете свои предстоящие
ответственные действия?

а) всегда, если есть возможность, долго и в деталях все обдумываю; б) чаще всего долго обдумываю; в) по-разному,

г) чаще всего действую сразу; д) всегда действую сразу.

14. Часто ли бывает так, что когда вам задают вопрос, вы
вначале его повторяете про себя или вслух, а потом отвечаете?

а) всегда использую такой прием; б) часто;

в) иногда так бывает; г) очень редко; д) такого не бывает.

15. Часто ли вы мысленно возвращаетесь к уже сделанному
вами делу с некоторым сожалением о том, что сейчас вы бы его
сделали лучше?

а) очень часто; б) часто; в) иногда; г) редко; д) очень редко.

16. Как быстро вы можете переходить от одного занятия
к другому?

а) очень медленно; б) медленно; в) средне; г) быстро;

17. Всегда ли вам нравится спокойная однообразная
работа?

а) всегда; б) иногда; в) характер работы мне безразличен;

г) при таких условиях долго работать не могу; д) такие работы
мне невыносимы.

18. Бывает ли с вами такое, что в особенно важный момент
вы особенно хорошо соображаете?

а) такого никогда не бывает; б) бывает очень редко; в) бывает по-разному; г) чаще всего так бывает; д) всегда так.

19. Всегда ли у вас есть уверенность в себе, что вы сможете
припомнить и вспомнить в нужный момент?

а) никогда; б) редко; в) иногда; г) почти всегда;

20. Часто ли бывает так, что вы действуете сразу, без
колебаний?

а) никогда; б) редко; в) иногда; г) чаще всего; д) всегда.

21. При каком темпе чтения вы обычно хорошо запомина­
ете текст учебного материала?

а) при очень медленном темпе чтения; б) при мед­ленном; в) при среднем; г) при быстром; д) чем быстрее, тем лучше.

22. Как быстро вы можете приводить примеры, доказываю­
щие или подтверждающие вашу мысль или высказывание?

а) мне бывает очень трудно подобрать такие примеры, чаще они у меня появляются потом, когда это уже не нужно; б) привожу примеры, после высказывания у меня сразу появля­ются другие, более убедительные;

в) бывает по-разному; г) обычно легко и быстро нахожу нужные примеры; д) всегда быстро и без труда подбираю примеры.

23. Всегда ли вы при желании успеваете прочесть в кино
или на телеэкране фамилии действующих лиц и исполнителей
(титры)?

а) почти никогда не успеваю; б) не успеваю; в) редко успеваю; г) почти всегда успеваю; д) всегда без особого труда.

24. Как вы можете оценить себя с точки зрения медлитель­
ности?

а) я очень медлительный человек; б) я медлительный человек; в) я среднемедлительный человек; г) я подвижный человек; д) я очень подвижный человек.

1.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО
ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ (ТЕППИНГ-ТЕСТ)

1.6. БУКВЕННО-ЧИСЛОВАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Перед началом обследования испытуемым раздаются регистрационные бланки для ответов Затем зачитывается инструкция.

«Сейчас вам с помощью магнитофона будут зачитаны различные буквенно-числовые сочетания типа- А-21-31; Д-28-32, Б-27-32 (показывается на доске или демонстрацион­ном плакате). Как видите, каждое сочетание состоит из одной буквы и двух пар двухзначных чисел. Обратите внимание на различные группы. В первой — (А-21-31) — оба числа нечетные, во второй — (Д-28-32) — четные, а в третьей — (Б-27-32) — одно число нечетное, а другое — четное. Те сочетания, у которых оба числа либо четные, либо нечет­ные, будем считать правильными. Сочетания, у которых одно число четное, а другое нечетное, будем считать неправильны­ми. Во время работы вы должны каждое сочетание внима­тельно прослушать до конца и определить, к какой категории оно относится — к правильным четным, к правильным нечет­ным или неправильным. Записывать нужно только правиль­ные сочетания. При этом четные правильные сочетания необходимо записывать на левой половине бланка для регист­рации ответов, который имеется у каждого из вас. Нечетные правильные сочетания необходимо записывать на правой поло­вине бланка. Запись ведите столбиками сверху вниз. Про­слушайте несколько сочетаний из тех, которые будут предъяв­ляться (включается магнитофон и воспроизводится по 5-6 групп сочетаний на каждой скорости). Заданий будет три,

30

каждое из которых отличается по продолжительности пауз между сочетаниями В первом задании продолжительность пауз 2 с, во втором — 1 с, в третьем — 0,5 с.

Внимание! Включается магнитофон, контролируется правиль­ность усвоения задания.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 92 ;


  • Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом;
  • Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека;
  • Как определить свой тип нервной системы самостоятельно.

Человек управляет эмоциями, или эмоции управляют человеком? Конкретного ответа на этот вопрос не может дать даже современная наука. Ближе всего к разгадке этой тайны подобрались ученые-нейрофизиологи, которые связали типы нервной системы человека с чертами характера личности. Сегодня рассмотрим разновидности нервных систем, а также то, как они влияют на нашу жизнь и характер в целом.

Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом

Как и большинство научных открытий в области нейрофизиологии, учение о типах нервной системы основал И.П. Павлов еще в 1927 году. Сегодня под этим понятием подразумевают совокупность всех врожденных и приобретенных в течение жизни уникальных свойств нервной системы человека, которые являются основной причиной различия в поведенческих реакциях при влиянии одних и тех же раздражителей окружающего мира.

Абсолютно все процессы нашей нервной системы заключаются в двух механизмах: возбуждение и торможение. Они в свою очередь имеют свои свойства, которые и определяют тип нервной системы:

  • Сила.
  • Уравновешенность.
  • Подвижность.

На основе этих показателей и уровня их проявления у конкретного человека, выделили четыре типа нервной системы, каждому с которых соответствует определенный тип темперамента.

Первый из них – неуравновешенный сильный тип, ему соответствует холерический тип темперамента. У людей с данным типом наблюдается быстрое реагирование возбуждающих условных рефлексов, тогда как тормозные механизмы формируются с трудом, нередко со значительным подключением волевого компонента. При нарушении нормального функционирования вегетативных функций, их восстановление происходит довольно долго и часто парциально.


Следующая разновидность – сильный уравновешенный инертный тип, которому соответствует флегматичный тип темперамента. Обычно, положительные тормозные условные рефлексы у таких людей формируются в течение длительного периода, но после завершения этого процесса, они становятся устойчивыми и почти неизменными. Процессы восстановления и приспособления вегетативных функций протекают так же медленно.

Третий тип – сильный подвижный уравновешенный, соответствует сангвиническому типу темперамента. Особыми отличиями нервной системы таких людей является способность быстро подстраивать положительные и отрицательные условные рефлексы к разновидности внешнего раздражителя. Кроме того, им свойственно быстрое полное восстановление вегетативных функций сразу после устранения действия раздражителя.

И наконец последний – слабый тип, которому соответствует меланхолический тип темперамента. У людей с этим видом нервной системы, наблюдаются слабые возбуждающие и тормозные механизмы. С большим трудом образуются условные рефлексы и даже имеющиеся могут тормозиться. Вегетативные процессы после нарушения полностью не восстанавливаются, протекают вяло и легко травмируются.

Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека

В классическом понимании характер, как компонент психики человека, – это совокупность специфичных индивидуальных особенностей нервной системы, соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, а также особенностей окружающей среды, в которой формируется личность. Поэтому тип нервной системы является своеобразным базисом для дальнейшего формирования характерологических черт индивидуума. Иногда человек физиологически запрограммирован медленнее мыслить или быть вспыльчивым. Но важно понимать, что любым характеристикам можно найти применение, или пустить их в более мирное русло.


Как ни странно, тип нервной системы влияет не только на характер, но и на склонность к определенным способностям личности. В основе этого явления лежит взаимодействие и соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, формируя три основных типа:

  • Художественный тип. Благодаря преобладанию деятельности первой сигнальной системы, у людей такого типа хорошо развито эмоционально-образное мышление, что способствует развитию художественных способностей и творческого потенциала.
  • Мыслительный тип, при котором вторая сигнальная система преобладает над первой и характеризуется доминантой абстрактного мышления. Владельцы такого типа обычно имеют развитые математические способности.
  • Смешанный тип – это когда у человека нет яркого доминирования какой-либо из сигнальных систем.

Вот почему важно развивать те способности, которые заложены природой. Не может человек с художественным типом стать математиком, а если и получится это сделать, то вряд ли это принесет ему чувство удовлетворенности жизнью.

Как определить свой тип нервной системы самостоятельно

Для определения типа нервной системы существует множество онлайн-тестов и опросников, но не все они одинаково точны. Я проверила на себе некоторые из них и как результат – вот моя личная тройка лидеров:

1. Опросник Стреляу – точный онлайн-тест, который позволяет определить уровень процессов возбуждения и торможения, а также общий уровень уравновешенности. Единственным его недостатком является довольно большое количество вопросов, поэтому прохождение может занять у вас некоторое время.

2. Теппинг-тест – позволяет определить свойства нервной системы через проверку психомоторных навыков. Обычно, для проведения этого теста нужна помощь еще одного человека, но есть и онлайн-версии.

3. Тест на определение типа темперамента. Так как существует прямая взаимосвязь типа темперамента и типа нервной системы, можно воспользоваться любыми тестами на определение темперамента .

Вы можете найти и другие способы, но определить тип нервной системы абсолютно точно и наиболее развернуто может только квалифицированный специалист.

Важно понимать, что от типа нервной системы зависит большинство наших поведенческих реакций, поэтому постарайтесь принимать себя и окружающих такими, какими их создала природа.

Оглавление

I. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ …………………..3

- Исследование типологических и характерологических особенностей личности …………..6

- Сигналетический опросник Гейса ………………………………………………………………17

- Классификация понятий по мыслительному и художественному типу ……………………27

- Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе …………………………………………………………..28

- Моторная проба Шварцландера …………………………………………………………………29

- Тест эгоцентрических ассоциаций ……………………………………………………………….35

- Детский опросник по личностным качествам (Холл и Халберштат) ………………………37

- Ценностные ориентации (М. Рокич) …………………………………………………………….38

- Исследование самооценки (по Т.Н. Дембо., С.Я. Рубинштейн) ………………………………39

- Шкала мотивации одобрений Д. Кроуна и Д. Маслоу …………………………………………40

II. Исследование психологических процессов внимания

и компонентов учебной деятельности ……………………………………….42

- Диагностика общей школьной зрелости ребенка ……………………………………………….42

- Продуктивность памяти ……………………………………………………………………………44

- Исследование объема внимания …………………………………………………………………..46

- Выявление и оценка переключения внимания старшеклассников ………………………….47

- Исследование переключения внимания ………………………………………………………….50

- Исследование распределения внимания ………………………………………………………….51

- Исследование смысловой памяти …………………………………………………………………51

- Исследование кратковременной памяти …………………………………………………………52

- Исследование оперативной памяти ……………………………………………………………….53

- Оценка уровня внутреннего плана действия (ВПД) ……………………………………………53

- Исследование отражения существенных свойств объектов

(методика Д.Н. Завалишиной) ……………………………………………………………………..54

III. Диагностика развития эмоционально – волевой

- Личностная шкала самооценки С. Спилберга ……………………………………………………55

IV. Методическая диагностика некоторых психических

- Исследование личности с помощью модифицированной формы опросника FPI ……………57

- Многофакторный личностный опросник FPI (Модифицированная форма В) ………………59

- Исследование типов общей эмоциональной направленности личности …………………….. 67

- Выявление уровня настойчивости личности ……………………………………………………..70

- Исследование межличностных отношений ………………………………………………………..71

- Методика парных сравнений ………………………………………………………………………..74

V. Комплексные методики изучения личности ………………………………………..75

МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

I. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Методика 'Сила нервной системы"

  1. Часто ли ваши новые интересы, чувства, настроения меняют первоначальные планы?

а) нет; б) не знаю; в) часто; г) очень часто.

  1. Можно ли вас назвать оптимистом, человеком постоянно ис­пытывающим радость, воодушевление, бодрость?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

  1. Часто ли вы бываете с товарищами искренни и откровенны?

а) нет, б) очень редко; в) иногда; г) да.

  1. Доставляют ли вам удовольствие шумные спортивные игры?

а) нет; б) очень редко; в) часто; г) всегда.

  1. Всегда ли вы проявляете осторожность в необычной ситуации?

а) всегда; б) почти всегда; в) редко; г) никогда.

  1. Часто ли вы можете терять интерес к одной работе, чтобы пе­рейти к другой?

а) очень редко; б) редко; в) часто; г) очень часто.

  1. Всегда ли вы можете сосредоточенно и эффективно работать в напряженной обстановке?

а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда

  1. Считаете ли вы себя более нервным, чем большинство людей?

а) да; б) не знаю; в) кажется нет; г) нет .

9. Всегда ли вы проявляете самостоятельность и инициативу в новых делах?

а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

10.Часто ли, вам приходит в голову мысль, что вы можете забо­леть или получить травму?

а) очень часто; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

2. Методика "Уравновешенность нервной системы"

  1. Можно ли вас назвать спокойным и выдержанным человеком?

а) нет; б) не знаю; в) иногда можно; г) можно.

  1. Доставляет ли вам большое удовольствие работать аккуратно, но медленно?

а) нет, б) не знаю; в) иногда; г) да.

  1. Часто ли у вас бывают поводы для раздражения и обид?

а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.

4. Свойственно ли вам нетерпение в условиях вынужденного ожидания?

а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.

  1. Доставляет ли вам удовольствие тяжелая физическая работа?

а) нет, б) иногда; в) не знаю; г) да.

  1. Часто ли вас беспокоят окружающие люди?

а) часто; б) иногда; в) очень редки; г) никогда.

  1. Часто ли товарищи бывали с вами несправедливы и грубы?

а) очень часто; б) часто; в) редко; г) очень редко.

  1. Легко ли вы отвлекаетесь от работы, чтения литературы?

а) легко; б) по-разному; в) стараюсь не отвлекаться; г) не отвлекаюсь.

9. Легко ли вы расстаетесь с прежними товарищами, чтобы при­обрести новых друзей?

а) легко; б) по-разному, в) с трудом; г) с большим трудом.

10.Можно ли вас назвать усидчивым и терпеливым человеком?

а) нет, нельзя; б) не знаю; в) иногда можно; г) да, можно.

  1. Методика "Подвижность нервной системы"
  1. Всегда ли вы активно отстаиваете свою точку зрения?

а) нет, б) очень редко; в) редко; г) всегда.

  1. Стараетесь ли вы руководить людьми, командовать ими, обучать их?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

  1. Стараетесь ли вы избегать трудностей, неясных ситуаций?

а) да; б) иногда; в) нет, г) никогда.

4. Доставляет ли вам удовольствие длительно работать в быстром темпе?

а) очень не люблю работать быстро;

б) иногда доставляет удовольствие;

в) всегда доставляет удовольствие.

5.Как быстро отвечаете на вопрос или реплику в ваш адрес?

а) медленно; б) по-разному, в) быстро; г) очень медленно.

6. Легко ли вы знакомитесь с людьми?

а) нет, б) по-разному, в) легко; г) очень легко и быстро.

7. Бурно ли вы реагируете на критику и оскорбление?

а) нет, б) смотря, когда; в) бурно; г) очень бурно.

8. Как быстро вам удается припомнить необходимый материал при сдаче экзамена или зачета?

а) очень медленно, с большим трудом;

б) медленно, но припоминаю все, что знал;

в) быстро припоминаю;

г) очень быстро припоминаю и отвечаю без подготовки.

9. Способны ли вы длительное время терпеть недостатки окру­жающих?

а) да; б) не знаю; в) смотря какие недостатки; г) нет.

10. Считаете ли вы себя осторожным и предусмотрительным человеком?

а) да; б) не знаю; в) иногда; г) нет.

/. /. Методика "Сила нервной системы"

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим обра­зом:

56 - преобладает сила нервной системы

46 - имеет место сила нервной системы

36 - свойство неопределенно

26 - имеет место слабость

16 - преобладает слабость

1.2. Методика "Уравновешенность нервной системы"

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим обра­зом:

56 - преобладает уравновешенность

46 - имеет место уравновешенность

36 - свойство не определенно

26 - имеет место неуравновешенность

16 - преобладает неуравновешенность

1.3. Методика "Подвижность нервной системы"

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим обра­зом:

56 - преобладает подвижность

46 - имеет место подвижность

36 – свойство не определено

26 – имеет место инертность

16 – преобладает инертность.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

В разделе представлены методики, позволяющие судить о проявлениях темперамен­та, под которым понимаются устойчивыеиндивидуальные особенности, характеризую­щие динамику психической деятельности. Учитывая их устойчивость, мы приводим несколько довольно больших по объему методик, полагая, что одно-двукратное их при­менение на протяжении обучения не создаст больших проблем как психологу, так и обследуемому. Тест Г. Айзенка дается в двух формах с учетом возможного повторного обследования. Методика В.М. Русалова впервые позволяет дифференцировать типологи­ческие особенности человека проявляющиеся при взаимодействии со средой и общест­вом. Для исследования уровня притязаний мы предлагаем две методики Ф. Холпе и моторную пробу Шварцландера, учитывая уровень притязаний может изменяться с воз­растом учащихся и возможное возникновение необходимости неоднократного тестирова­ния. Методика определения самооценки личности приведена в двух вариантах по другим причинам — один из них лучше "работает", когда речь идет об учащихся 8-14 лет, второй — о старшеклассниках и студентах. Опросник ОТКЛЭ, разработанный под руководством Н.И. Рейнвальд, базируется на теоретическом подходе, выделяющем интеллектуальные, волевые и моральные черты личности и позволяет диагностировать организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность и эстетическое разви­тие старшеклассников и студентов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.