Истоки неврозов в тревожности возникающей в межличностных отношениях
Тема 20. Зарубежные теории личности
1. Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды – с другой, по мнению:
а) бихевиористов;
2. Личность человека в значительной мере определяет оценку им ситуации, а также то, откуда исходит контроль за его поступками, по мнению:
г) когнитивистов.
3. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности:
в) когнитивная;
4. Дж. Келли считает, что когнитивно сложная личность отличается от когнитивно простой тем, что:
а) имеет лучшее психическое здоровье;
б) хуже справляется со стрессом;
в) имеет более низкий уровень самооценки;
г) менее адаптивна к социуму.
5. Основным в когнитивной теории личности является понятие:
6. Ключевое понятие аналитической психологии – это:
б) архетип;
7. Автором психологии личностных конструктов считается:
г) Дж. Келли.
8. Метод семантического дифференциала предложен:
в) Ч. Осгудом;
а) теорией когнитивного диссонанса;
б) концепцией личностных конструктов Дж. Келли;
в) теорией баланса;
г) теорией конгруэнтности.
10. Автором теории когнитивного диссонанса является:
а) Л. Фестингер;
11. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:
а) его физической конституции;
б) тех моделей, которым он подражает;
в) факторов, контролирующих его поступки;
г) его индивидуально-психологических особенностей.
12. Принцип функциональной автономии обоснован:
в) Г. Олпортом;
13. Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией:
а) символического интеракционизма;
б) мультифакторной;
в) социотехнических систем;
14. Теория личности К. Спенса – это теория личности:
а) бихевиористская;
15. Г. Айзенк признается автором модели личности:
б) двухфакторной;
16. Интеракционизм как направление в современной западной психологии основывается на концепции:
в) Дж. Мида;
17. В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/ нестабильность и:
б) экстраверсия/интроверсия;
18. Интроверсия и экстраверсия, по Роршаху:
а) непротивоположные и невзаимоисключающие свойства личности;
б) сходные свойства личности;
в) необходимые условия для заболевания неврозами;
г) тенденции, более или менее присущие каждому.
19. Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности:
в) по Г. Айзенку;
20. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:
б) меланхолик;
21. Личность рассматривается как совокупность особенностей поведения в концепции:
а) Дж. Кеттелла;
22. Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, – это:
а) эго;
б) А. Адлер;
24. Любое поведение определяется своими последствиями:
а) по Б. Скиннеру;
б) по Дж. Уотсону;
25. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:
а) постижения им последствий своего поведения;
б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;
в) конфликтов между познавательными силами и реальностью;
г) взаимодействий между людьми.
26. Направление в психологии, сконцентрировавшее основное внимание в исследовании не на связи между стимулом и реакцией, а на характере их отношений, называется:
б) интербихевиоризмом;
в) социальным бихевиоризмом;
г) нейролингвистическим программированием.
27. Строгое соответствие между определенными биологическими структурами человека и его определенными личностными свойствами пытается установить направление диспозиционной теории личности:
а) жесткое;
в) Г. Айзенком;
29. Основоположником теории черт является:
а) Г. Олпорт;
30. Основоположником психодинамической теории личности является:
в) З. Фрейд;
31. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:
а) его физической конституции;
б) тех моделей, которым он подражает;
в) факторов, контролирующих его поступки;
г) индивидуальных особенностей субъекта.
32. Психоаналитическая концепция личности З. Фрейда относится:
а) к теориям черт личности;
б) к теориям типов личности;
в) к теориям инстанций личности;
г) к факторным теориям личности.
33. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:
34. По З. Фрейду, бессознательное являет собой инстанцию психики:
г) здоровую.
35. В теории З. Фрейда не рассматриваются как принцип регуляции психической жизни личности принципы:
г) отражения.
36. Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:
г) психоанализу.
37. З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии:
в) фаллической;
38. Принцип, что чувства и поведение человека следует считать неадекватными, когда истолкование им ситуаций основано на иррациональных мыслях, лежит в основе подхода:
б) когнитивного;
39. Проблема механизмов психологической защиты Я была впервые разработана:
а) в гештальтпсихологии;
б) в гуманистической психологии;
в) в бихевиоризме;
г) в психоанализе.
40. Гарантом психологической защищенности не является:
а) адекватная самооценка;
б) чувство принадлежности к группе;
в) склонность к надситуативной активности;
г) ригидность мышления.
б) персоналистские теории;
в) отечественная психология;
г) когнитивная психология.
42. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется:
г) переносом.
43. Замещение не может проявляться:
а) в изменении чувств;
б) в изменении мотивов;
в) в изменении отношений личности на противоположные;
г) в регрессии.
44. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
в) сублимацией;
45. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
б) регрессией;
в) З. Фрейдом;
г) Г. Гельмгольцем.
47. Суть проекции заключается:
а) в приписывании другим людям собственных чувств;
б) в ориентации поведения на доступную цель;
в) в отрицании реальных фактов;
г) в выборе поведения, противоположного подавленному.
48. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:
в) проекция;
49. Принято считать, что наиболее адекватным способом психической защиты является:
в) сублимация;
50. Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:
в) идентификация;
51. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:
а) Электры;
52. По А. Адлеру, комплекс неполноценности не является:
а) следствием дефекта;
б) универсальной движущей силой развития личности;
в) следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств;
г) силой, тормозящей развитие.
53. По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием:
а) комплекса неполноценности;
б) комплекса превосходства;
в) чувства неполноценности;
г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.
54. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:
а) с комплексом превосходства;
б) с самоуважением;
г) со способностью любить.
55. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:
в) бихевиористов;
а) психология сознания;
в) бихевиоризм;
57. В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:
б) рефлексы или социальные навыки;
58. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:
в) А. Бандура;
59. По мнению А. Бандуры, формирование уверенности в том, что человек может и чего не может сделать, определяют:
а) 3 основных условия;
б) 4 основных условия;
в) 5 основных условий;
г) 6 основных условий.
60. В соответствии с типологией Э. Шелдона человек эктоморфного типа бывает:
а) застенчивым, предпочитает умственную работу;
б) сильным, мускулистым, динамичным и склонным к доминированию;
в) толстым, круглым, веселым и общительным;
г) маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным.
61. Истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях, усматривает:
б) Г. Салливан;
62. В основе человеческой природы лежит намерение, которое и определяет цели и ожидания каждого человека, согласно:
б) К. Бюлер;
а) Э. Эриксону;
б) гуманистическим;
65. Личность рассматривается как совокупность Я-состояний в концепции:
Тарасова Людмила Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии образования Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Тема 1. Психология как наука
1.1. Предмет психологии
Наука – это система знаний о закономерностях развития (природы, общества, внутреннего мира личности, мышления и т. п.), а также отрасль таких знаний.
Начало каждой науки связывается с потребностями, которые выдвигает жизнь. Одна из древнейших наук – астрономия – зародилась в связи с необходимостью учитывать годовой цикл погоды, вести счет времени, фиксировать исторические события, направлять корабли в море и караваны в пустыне. Другая такая же древняя наука – математика – стала развиваться вследствие необходимости измерять земельные наделы. История психологии аналогична истории других наук – ее возникновение было обусловлено в первую очередь реальными потребностями людей в познании окружающего мира и самих себя.
Во-вторых, психология – и древняя, и молодая наука одновременно. Возраст психологии чуть перевалил за одно столетие, истоки же ее теряются в глубине веков. Видный немецкий психолог конца XIX – начала ХХ в. Г. Эббингауз (1850–1909) сумел сказать о развитии психологии максимально кратко, почти в форме афоризма: у психологии огромная предыстория и очень короткая история.
История психологии до того момента, когда она стала самостоятельной экспериментальной наукой, не совпадает с эволюцией философских учений о душе.
В ХVII в. в связи с бурным развитием естественных наук отмечается всплеск интереса к психическим фактам и явлениям. В середине ХIХ в. было сделано выдающееся открытие, благодаря которому впервые стало возможным естественно-научное, экспериментальное изучение внутреннего мира человека – открытие основного психофизического закона немецкими учеными физиологом и психофизиком Э. Вебером (1795–1878) и физиком, психологом и философом Г. Фехнером (1901–1887). Они доказали, что между душевными и материальными явлениями (ощущениями и физическими воздействиями, которые эти ощущения вызывают) существует зависимость, которая выражается строгим математическим законом. Душевные явления частично утратили свой мистический характер и вошли в научно обоснованную, экспериментально проверяемую связь с материальными явлениями.
Психология долгое время изучала только явления, связанные с сознанием, и только с конца ХIХ в. ученые начали интересоваться и бессознательным через его проявления в непроизвольных действиях и реакциях человека.
Практически одновременно с бихевиоризмом возникают другие направления: в Германии – гештальтпсихология (от нем. Gestalt – форма, структура), основоположниками которой были М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка; в Австрии – психоанализ З. Фрейда; в России – культурно-историческая теория – концепция психического развития человека, разработанная Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия.
Таким образом, психология прошла длинный путь развития, при этом изменялось понимание ее объекта, предмета и целей представителями различных направлений и течений.
Самым кратким из возможных определений психологии может быть следующее: психология – наука о закономерностях развития психики, т. е. наука, предметом которой является психика животного или человека.
НЕОПСИХОАНАЛИЗ — 1. Направление в психологии, психоанализе и психотерапии, выражающее идеи и теории Шульц-Хенке и его последователей. Как направление психологии глубинной сформировалось в пятидесятых годах и было ориентировано на синтез различных областей психоанализа в целях комплексного объяснения неврозов, в том числе динамического взаимодействия влечения и вытеснения, а также в целях современной терапии. Неопсихоанализ возник и особенно распространился в Германии.
2. Иногда это понятие применяется для общего обозначения различных новых течений в психоанализе, преимущественно ориентированных на исследование терапевтических аспектов.
НЕОФОБИЯ — патологический страх перед всем новым, непривычным (-> фобия).
НЕОФРЕЙДИЗМ — направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники коего пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. Возник как направление в психологии в 20-30-е гг., где ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны на базе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
Развитие психоанализа в значительной мере ушло от классических фрейдовских представлений по целому ряду положений, и прежде всего — в отношении сексуальной детерминации поведения (из крупных последователей центральное место ей отводил только В. Райх). Другие крупные представители неофрейдизма не придавали ей первостепенного значения, а в большей мере обсуждали проблемы личностного роста и появления невротических наклонностей с позиции взаимоотношений личности и окружения социального, формирования восприятия мира и самовосприятия, и пр.
Лидеры неофрейдизма подвергли критике ряд фундаментальных подходов и утверждений Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные концепции неофрейдизма способствовали распространению ориентации психоаналитических и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы социальных теорий и общественной жизни. Неофрейдизм как направление пользуется возрастающей популярностью и влиянием преимущественно в США.
Среди наиболее крупных представителей неофрейдизма можно назвать: К. Хорни, автора психопатологии культурно-философской; Г. Салливана, создателя психиатрии межличностной; Э. Фромма, автора психоанализа гуманистического; Э. Эриксона, создателя эго-психологии; В. Райха, автора терапии телесно-ориентированной.
При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным для коренным тенденций развития личности.
Согласно Хорни, причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливаемая при недостатке любви и внимания от родителей и окружающих людей.
Фромм связывает неврозы с невозможностью индивида достичь гармонии с социальной структурой общества, кое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства.
Салливан усматривает истоки неврозов в тревожности, возникающей в отношениях межличностных.
НИСТАГМ — ритмические движения глазного яблока. Состоят из медленного движения в некоем направлении и быстрого возврата.
НОВОВВЕДЕНИЕ -> инновация.
НОВОРОЖДЕННОСТЬ — возрастной период от рождения до четырех — шестинедельного возраста, в ходе коего происходит первичная адаптация ребенка к внешнему миру. У ребенка к моменту рождения достаточно развиты чувствительность обонятельная, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая. В первые же дни жизни обнаруживаются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости; видеть и различать зрительные стимулы по форме и величине. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. В конце первого месяца появляется социальная улыбка — в ответ на обращение взрослого.
НОЗОФОБИЯ — вид невроза, характерный патологической боязнью заболевания (=> фобия).
НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Синоним понятия негативизма, антоним конформности.
НОРМА — установленная мера, средняя величина чего-либо.
НОРМА ГРУППОВАЯ — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально действующей общностью; важнейшее средство регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Нормы групповые-специфический вид и своеобразная призма преломления норм социальных, регулирующих жизнедеятельность групп больших и общества в целом. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы норм групповых не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на конкретную личность, но и сильно облегчает осуществление контроля социального за активностью этой общности со стороны окружения социального.
Нормы групповые способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, играя в определенном смысле консервативную роль и нередко порождая ригидность и неспособность группы к перестройке жизнедеятельности в необычных условиях, особенно — в экстремальных. Нормы групповые, принятые в корпоративных группировках (-> корпорация), жестко регламентируя практически все действия членов группы, блокируют при этом процессы как развития группового, так и личностного становления подавляющего большинства членов. Напротив, в коллективе многие нормы групповые, будучи достаточно гибкими, определяют некий ряд вариантов активности членов.
Один из важнейших признаков развитости системы норм групповых — высокий показатель предметно-деятельностного и ценностно-ориентационного единства членов группы, особенно в нравственной и деловой сферах жизнедеятельности. При этом основанием подобной сплоченности в коллективе служит не конформная реакция индивидов на давление групповое, а подлинное самоопределение коллективное каждой личности, без чего невозможна не только успешная интеграция индивида в группе, но и крайне затруднена его адаптация в более широком социуме.
НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ — принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.
НОРМА ТЕСТОВАЯ — усредненная оценка по данному тесту группы большой нормальных и здоровых людей определенного возраста и культуры — показатели, с коими можно сравнивать показатели испытуемого, оценивая его уровень и делая выводы о том, находятся ли они выше либо ниже нормы. Норма тестовая — это средний уровень развития большой совокупности людей, схожих с испытуемым по ряду социально-демографических характеристик. Обычно определяется путем тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок-с последующей дифференциацией по возрасту, полу и пр. В описании теста обязательно указание, где, как, на ком и когда установлены его нормы.
Эти нормы со временем изменяются — вместе с изменением психологического развития людей. Поэтому есть эмпирически установленное правило, согласно коему как минимум раз в пять лет нормы тестовые — особенно для тестов интеллекта — подлежат пересмотру.
Лидеры неофрейдизма подвергли критике ряд фундаментальных подходов и утверждений Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные концепции неофрейдизма способствовали распространению ориентации психоаналитических и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы социальных теорий и общественной жизни. Неофрейдизм как направление пользуется возрастающей популярностью и влиянием преимущественно в США.
Среди наиболее крупных представителей неофрейдизма можно назвать: К. Хорни, автора психопатологии культурно-философской; Г. Салливана, создателя психиатрии межличностной; Э. Фромма, автора психоанализа гуманистического; Э. Эриксона, создателя эго-психологии; В. Райха, автора терапии телесно-ориентированной.
При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным для коренным тенденций развития личности.
Согласно Хорни, причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливаемая при недостатке любви и внимания от родителей и окружающих людей.
Фромм связывает неврозы с невозможностью индивида достичь гармонии с социальной структурой общества, кое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства.
Салливан усматривает истоки неврозов в тревожности, возникающей в отношениях межличностных.
НИСТАГМ - ритмические движения глазного яблока. Состоят из медленного движения в некоем направлении и быстрого возврата.
НОВОВВЕДЕНИЕ -> инновация.
НОВОРОЖДЕННОСТЬ - возрастной период от рождения до четырех - шестинедельного возраста, в ходе коего происходит первичная адаптация ребенка к внешнему миру. У ребенка к моменту рождения достаточно развиты чувствительность обонятельная, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая. В первые же дни жизни обнаруживаются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости; видеть и различать зрительные стимулы по форме и величине. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. В конце первого месяца появляется социальная улыбка - в ответ на обращение взрослого.
НОЗОФОБИЯ - вид невроза, характерный патологической боязнью заболевания (=> фобия).
НОНКОНФОРМИЗМ - стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Синоним понятия негативизма, антоним конформности.
НОРМА - установленная мера, средняя величина чего-либо.
НОРМА ГРУППОВАЯ - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально действующей общностью; важнейшее средство регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Нормы групповые-специфический вид и своеобразная призма преломления норм социальных, регулирующих жизнедеятельность групп больших и общества в целом. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы норм групповых не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на конкретную личность, но и сильно облегчает осуществление контроля социального за активностью этой общности со стороны окружения социального.
Нормы групповые способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, играя в определенном смысле консервативную роль и нередко порождая ригидность и неспособность группы к перестройке жизнедеятельности в необычных условиях, особенно - в экстремальных. Нормы групповые, принятые в корпоративных группировках (-> корпорация), жестко регламентируя практически все действия членов группы, блокируют при этом процессы как развития группового, так и личностного становления подавляющего большинства членов. Напротив, в коллективе многие нормы групповые, будучи достаточно гибкими, определяют некий ряд вариантов активности членов.
Один из важнейших признаков развитости системы норм групповых - высокий показатель предметно-деятельностного и ценностно-ориентационного единства членов группы, особенно в нравственной и деловой сферах жизнедеятельности. При этом основанием подобной сплоченности в коллективе служит не конформная реакция индивидов на давление групповое, а подлинное самоопределение коллективное каждой личности, без чего невозможна не только успешная интеграция индивида в группе, но и крайне затруднена его адаптация в более широком социуме.
НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ - принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.
НОРМА ТЕСТОВАЯ - усредненная оценка по данному тесту группы большой нормальных и здоровых людей определенного возраста и культуры - показатели, с коими можно сравнивать показатели испытуемого, оценивая его уровень и делая выводы о том, находятся ли они выше либо ниже нормы. Норма тестовая - это средний уровень развития большой совокупности людей, схожих с испытуемым по ряду социально-демографических характеристик. Обычно определяется путем тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок-с последующей дифференциацией по возрасту, полу и пр. В описании теста обязательно указание, где, как, на ком и когда установлены его нормы.
Эти нормы со временем изменяются - вместе с изменением психологического развития людей. Поэтому есть эмпирически установленное правило, согласно коему как минимум раз в пять лет нормы тестовые - особенно для тестов интеллекта - подлежат пересмотру.
Процедура пересмотра норм тестовых типична:
1) определяется группа людей, для коих предполагается применять данный тест;
2) эта группа разделяется на подгруппы, различные по социально-демографическим характеристикам.
3) для каждой подгруппы подбирается и с помощью этого теста изучается достаточно представительная выборка людей;
4) путем усреднения полученных показателей определяется норма тестовая для данной совокупности людей.
НОРМАЛИЗАЦИЯ - 1. Установление нормы, образца.
2. Урегулирование, приведение к норме, нормальному состоянию.
3. То же, что стандартизация.
НОРМАЛИЗАЦИЯ ГРУППОВАЯ - социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, когда первоначально разнородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и обретают характер единого, разделяемого всеми усредненного мнения.
Противоположное понятие - поляризация групповая.
НРАВСТВЕННОСТЬ - регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений.
_О_
ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ -> деперсонализация
ОБОБЩЕНИЕ - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий - приемов деятельности познавательной и знаков.
Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.
При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).
Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, - например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.
При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.
Страница: 300 из 677 |
Размер шрифта | - / + |
Цвет теста | |
Цвет фона | |
скрыть |
Другие крупные представители неофрейдизма не придавали ей первостепенного значения, а в большей мере обсуждали проблемы личностного роста и появления невротических наклонностей с позиции взаимоотношений личности и окружения социального, формирования восприятия мира и самовосприятия, и пр.
Лидеры неофрейдизма подвергли критике ряд фундаментальных подходов и утверждений Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные концепции неофрейдизма способствовали распространению ориентации психоаналитических и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы социальных теорий и общественной жизни. Неофрейдизм как направление пользуется возрастающей популярностью и влиянием преимущественно в США.
Среди наиболее крупных представителей неофрейдизма можно назвать: К. Хорни, автора психопатологии культурно-философской; Г. Салливана, создателя психиатрии межличностной; Э. Фромма, автора психоанализа гуманистического; Э. Эриксона, создателя эго-психологии; В. Райха, автора терапии телесно-ориентированной.
При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным для коренным тенденций развития личности.
Согласно Хорни, причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливаемая при недостатке любви и внимания от родителей и окружающих людей.
Фромм связывает неврозы с невозможностью индивида достичь гармонии с социальной структурой общества, кое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства.
Салливан усматривает истоки неврозов в тревожности, возникающей в отношениях межличностных.
НИСТАГМ — ритмические движения глазного яблока. Состоят из медленного движения в некоем направлении и быстрого возврата.
НОВОРОЖДЕННОСТЬ — возрастной период от рождения до четырех — шестинедельного возраста, в ходе коего происходит первичная адаптация ребенка к внешнему миру. У ребенка к моменту рождения достаточно развиты чувствительность обонятельная, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая. В первые же дни жизни обнаруживаются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости; видеть и различать зрительные стимулы по форме и величине. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. В конце первого месяца появляется социальная улыбка — в ответ на обращение взрослого.
НОЗОФОБИЯ — вид невроза, характерный патологической боязнью заболевания (=>фобия).
НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Синоним понятия негативизма, антоним конформности.
НОРМА — установленная мера, средняя величина чего-либо.
НОРМА ГРУППОВАЯ — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально действующей общностью; важнейшее средство регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Нормы групповые-специфический вид и своеобразная призма преломления норм социальных, регулирующих жизнедеятельность групп больших и общества в целом. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы норм групповых не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на конкретную личность, но и сильно облегчает осуществление контроля социального за активностью этой общности со стороны окружения социального.
Читайте также: