Невроз навязчивых движений заикание


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Данная патология проявляется в возникновении у человека навязчивых двигательных действий, которые могут мешать ему жить нормальной жизнью. В его мыслях постоянно появляются какие-то фантазии, представления, заставляющие совершать ненужный ряд жестов и ходов. Такая двигательная потребность возникает постоянно, часто приобретая форму ритуалов и перерастая в зависимость.

Код по МКБ 10: невротические, вызванные стрессовыми ситуациями, а также соматоформные нарушения (F40-F48).

  • F40 – Фобии, тревожные нарушения
  • F41 – Прочие тревожные нарушения
  • F42 – Обссесивно-компульсивные нарушения
  • F43 – Реакция на выраженную стрессовую ситуацию, адаптационные нарушения
  • F44 – Диссоциации, конверсионные нарушения
  • F45 – Соматоформные нарушения
  • F48 – Прочие неврастенические нарушения


[1], [2], [3], [4], [5]

Код по МКБ-10

Причины невроза навязчивых движений

Причины психического нарушения, связанного с появлением навязчивых движений, в точности до сих пор не определены. Большую роль в возникновении патологии отводят современному ритму жизни, частым стрессовым ситуациям, сильному повседневному психоэмоциональному напряжению, бесконечному информационному потоку, который наш мозг просто не в силах проанализировать.

Немаловажными факторами также считаются:

  • психологические травмы, которые могли быть получены даже в раннем детском возрасте;
  • наследственная предрасположенность;
  • природные особенности деятельности головного мозга;
  • строгое воспитание, жестокое обращение в детстве, полученные моральные травмы.

И все же, в большинстве случаев патогенез заболевания имеет функциональное начало. Этиологическим фактором служит застой в зонах возбуждения или торможения в анализаторных системах, либо в функциональной системе головного мозга.

Иногда навязчивые действия можно наблюдать и у абсолютно здоровых людей: обычно это является следствием сильной усталости или морального перенапряжения. Такие признаки при соответствующей терапии относительно легко устраняются.

Подталкивающим фактором к развитию невроза могут стать следующие заболевания:

  • психастения;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • шизофрения;
  • энцефалит;
  • эпилепсия;
  • прочие патологии ЦНС.

Симптомы невроза навязчивых движений

Первые признаки невроза навязчивых движений на первый взгляд кажутся довольно безобидными: человек перестает контролировать свое поведение, не следит за манерами, ему становятся присущи непонятные для окружающих действия (периодически повторяющееся касание кончика носа, почесывание лба, гримасничанье, мимические ужимки и пр.).

Признаки заболевания в большинстве случаев пугают окружающих. Сами пациенты также могут относиться к себе с критикой, но ничего не могут поделать с навязчивыми движениями – их поведение неизменно, как и отношение к своим действиям.

  • Невроз навязчивых движений у взрослых может проявиться в любом возрасте, однако наиболее часто заболевание берет свое начало в период с 20 до 30 лет, в пик физической и интеллектуальной активности. Поведение человека, страдающего неврозом, зачастую расценивается как неадекватное, отражающее психическую деятельность. Порой действия заболевшего считают параноидальными. Сам пациент признает иррациональность таких действий, однако это вызывает новый всплеск беспокойства и самонедовольства, что ещё более усугубляет положение. Может появляться раздражительность, расстройство сна, постоянная усталость, возникают сложности с концентрацией внимания. Чем более выражена симптоматика, тем ниже самооценка больного, у которого со временем развивается ощущение личностной неполноценности.
  • Невроз навязчивых движений у детей имеет, как правило, обратимое течение, не влекущее за собой искаженное мировосприятие. К сожалению, часто родители не воспринимают всерьез навязчивые действия ребенка, полагая, что ничего страшного в этом нет, и всё исчезнет самостоятельно. Патология проявляется в детском возрасте в виде повторяющихся жестов, манипуляций, подергиваний, изменений мимики лица, притопов и прихлопов. Иногда к перечисленным признакам может добавляться беспокойство, повышенная капризность и плаксивость. У более старших детей (подростков) могут развиваться другие навязчивые состояния, фобии – например, боязнь публичности, страх обратить на себя чье-то внимание. Навязчивость собственных желаний дает ощущение тревожности, что может привести к отчужденности и скрытности.

Безусловно, родителям следует как можно раньше обратиться за помощью к психотерапевту, ведь в раннем детском возрасте оказать влияние на ребенка значительно легче. Доктор посредством игр и развлечений поможет ребенку избавиться от проблемы, не заостряя на ней внимание и не акцентируя тот факт, что малыш чем-то отличается от других детей.

Последствия

Если не лечить невроз, либо не устранить возможные причины заболевания, то со временем могут сформироваться последствия, накладывающие отпечаток на характер человека, на его отношение к окружающим, а также на социальную адаптацию и жизнь в целом. О каких неблагоприятных последствиях может идти речь?

  • Постепенное понижение работоспособности, ухудшение внимания, интеллектуальных способностей.
  • Нарушение сна, ухудшение аппетита.
  • Развитие болезней внутренних органов, снижение иммунной защиты, появление простудных и бактериальных инфекций.
  • Возникновение проблем в семье, на местах учебы и работы, что связано с непониманием и неприятием пациента.
  • Формирование скрытности, отчужденности, обидчивости.
  • Появление других навязчивых состояний.

Очень важно вовремя предоставить психологическую помощь человеку, иначе он потеряет доверие к окружающим, разочаруется в жизни, а последующее лечение может стать затяжным и малоэффективным.


[6], [7], [8], [9], [10], [11]


Синдром навязчивых движений представляет собой психоневрологическое нарушение, и является симптомом обессивно-компульсивного расстройства.

Проявляется синдром в непроизвольно возникающих и несвойственных личности повторяющихся действиях, при этом человек отчётливо понимает что происходит, но чаще всего, ничего не может с этим поделать.

Болезнь диагностируется с одинаковой частотой как у взрослых, так и у детей, а также у лиц женского и мужского пола. Своего пика синдром достигает в 20-30 лет.

У взрослых


Синдром навязчивых движений может проявиться у психически здоровых лиц на фоне чрезмерного эмоционального истощения и усталости. Предрасполагающими факторами к возникновению болезни являются уже имеющиеся психические заболевания и патологии нервной системы.

К симптоматике, присущей синдрому навязчивых движений, относятся:


Синдром навязчивых движений может проявиться у психически здоровых лиц на фоне чрезмерного эмоционального истощения и усталости. Предрасполагающими факторами к возникновению болезни являются уже имеющиеся психические заболевания и патологии нервной системы.

К симптоматике, присущей синдрому навязчивых движений, относятся:

  • Пересчёт. Число шагов, количество пройденных ступенек, количество машин, например, красного цвета – этому всему может вестись постоянный подсчёт. Довольно часто является своеобразным ритуалом. Иногда присутствует уверенность, что требуется пройти определенное количество шагов для дальнейшего удачного стечения обстоятельств.
  • Патологическая склонность к порядку. Вокруг человека строится, а далее и соблюдается строго установленный порядок. Вещи стоят в определенной последовательности, ломтики хлеба идеально ровные. Нарушение данной схемы сопровождается истерикой либо другой болезненной реакцией.

При лечении в комплексе используются психотерапевтические, медикаментозные и вспомогательные методы.

К таковым относятся:

    • Психоанализ. Выявляются травмирующие мысли (ситуации). Врач устанавливает связь в сознании пациента между причиной и навязчивым состоянием, результат – симптомы исчезают.


  • Когнитивно-поведенческая терапия. Требуется научиться спокойному отношению к навязчивым мыслям без реакции на них ритуалами.
  • Гипносуггестивная терапия. Введение в состояние гипноза с последующим внушением новых моделей или мыслей.
  • Групповая терапия. Группа людей с одинаковыми расстройствами оказывают друг другу поддержку и предлагает свои возможные выходы из сложившейся ситуации.

Используют следующие группы лекарственных препаратов:

  • Антидепрессанты (Циталопрам, Миансерин);
  • Противоэпилептические средства (Карбамазепин).

Справка! Дозировка устанавливается в соответствии с тяжестью расстройства и возможными неблагоприятными реакциями.

  • Фитотерапию. Лечение средствами растительного происхождения – Зверобой, Пион, Валериана.
  • Точечный массаж. Производится у основания черепа.
  • Препараты жирных кислот. Происходит улучшение кровоснабжения головного мозга (Океанол, Омега-3).

У детей

Довольно часто не замечается родителями и воспринимается как должное или считается, что всё пройдёт самостоятельно. Синдром носит обратимый характер, не влечет за собой изменение восприятия мира.

Проявления синдрома навязчивых движений у детей имеют иной характер, они отличаются от проявлений у взрослых. Для лиц детского возраста характерно:


  • Когнитивно-поведенческая терапия. Требуется научиться спокойному отношению к навязчивым мыслям без реакции на них ритуалами.
  • Гипносуггестивная терапия. Введение в состояние гипноза с последующим внушением новых моделей или мыслей.
  • Групповая терапия. Группа людей с одинаковыми расстройствами оказывают друг другу поддержку и предлагает свои возможные выходы из сложившейся ситуации.

Используют следующие группы лекарственных препаратов:

  • Антидепрессанты (Циталопрам, Миансерин);
  • Противоэпилептические средства (Карбамазепин).

Справка! Дозировка устанавливается в соответствии с тяжестью расстройства и возможными неблагоприятными реакциями.

  • Фитотерапию. Лечение средствами растительного происхождения – Зверобой, Пион, Валериана.
  • Точечный массаж. Производится у основания черепа.
  • Препараты жирных кислот. Происходит улучшение кровоснабжения головного мозга (Океанол, Омега-3).

У детей

Довольно часто не замечается родителями и воспринимается как должное или считается, что всё пройдёт самостоятельно. Синдром носит обратимый характер, не влечет за собой изменение восприятия мира.

Проявления синдрома навязчивых движений у детей имеют иной характер, они отличаются от проявлений у взрослых. Для лиц детского возраста характерно:

  • Постоянно что-то грызть. Дети грызут ногти, карандаши, ручки, любые другие предметы. Это возникает самопроизвольно, без каких-либо видимых причин.
  • Моргание. Иначе именуют нервным тиком. Зачастую сопровождается раздражительностью и капризностью.
  • Движения пальцами. Это может проявляться их щёлканьем, кручением пуговиц, любые другие мелкие предметы.
  • Чесание. Особенно сильно данный симптом выражен в период волнения.
  • Дерганье головой, кусание губ.
  • Постоянное жевание чего-либо, сосание.

Внимание! Родители должны как можно раньше обратиться к врачу за помощью, так как в детском возрасте синдром поддаётся терапии гораздо легче.

Используют для лечения и психотерапию, и медикаменты.

Специалист через игры и развлечения помогает ребенку справиться с имеющейся проблемой. При этом он не заостряет на ней внимание, а также на том, что ребенок чем-то отличается от других.

Применяют следующие лекарственные средства:

    • Ноотропные препараты, которые приводят к норме возбуждающие и тормозные процессы в головном мозге (Глицин, Пантогам);


  • Витаминно-минеральные комплексы (Витрум Юниор, Мульти-Табс, Пиковит, Алфавит);
  • Седативные средства растительного происхождения (Персен, Теотен, успокоительные фиточаи – Хипп, Фитоседан, Баю-Бай);
  • Гомеопатические препараты (Нотта, Шалун, Беби-Сед).

Психотропные препараты (Сибазон, Фенибут) используются в крайнем случае и назначаются коротким курсом применения.

Классификация по МКБ-10

Согласно Международной классификации болезней:
F40-F48 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.

Видеолекция

Предлагаем вашему вниманию более подробно ознакомиться с обессивно-компульсивным расстройством, симптомом которого и является синдром навязчивых движений.

Синдром навязчивых движений – это состояние, проявляющееся повторяющимися стереотипными движениями. Хорошо поддаётся лечению при своевременном выявлении. Не стоит самостоятельно пытаться вылечить это состояние, чаще всего самолечение только усугубит проблему, ведь лечение должно проходить под тщательным контролем лечащего врача — психотерапевта.

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

Тики – это непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц (моргание, подергивание плечами и головой, сжимание губ, вздрагивание, покашливание, сосание пальцев, выдергивание волос, поднимание одежды и тд.).

Тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.

  • мышечный тонус;
  • позу;
  • мимику;
  • глобальные двигательные акты.

Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение. Нервная система не справляется с нагрузкой.

  • моргание,
  • выдергивание волос,
  • подергивание губ или глаз;
  • обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
  • частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
  • щелканье пальцами;
  • скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
  • ребенок дует на ладони;
  • монотонное раскачивание
  • частые взмахи конечностями;
  • выдергивание волос;
  • накручивание волос на палец;
  • монотонное расчесывание

Ребенок испытывает большое напряжение из-за спазмов и, как результат, сильную физическую усталость, переутомление.










Считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются 3-4 года и 7-8 лет.

Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:

  • приобретаются новые навыки;
  • изменяется поведение ребенка;
  • происходит становление личностных характеристик.

Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость нервной системы в результате:

  • Хронической внутриутробной гипоксии:
  • заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
  • Внутриутробных инфекций:
  • Острой гипоксии в родах:
  • Родовых травм.
  • Приема лекарственных препаратов матерью в период беременности.
  • Назначения лекарств новорожденному после рождения.
  • Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.

Причиной тиков и навязчивых движений может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.

А также низкая физическая активность ребенка.

Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:

  • острая или хроническая психотравмирующая ситуация, с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
  • постоянный шум или другие раздражители;
  • психологическая травма у ребенка;
  • частые соматические болезни.

Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.

Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.

Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и мозга и требуют немедленной диагностики и лечения.

Опасность заключена в том, что эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.

При легкой степени заболевания иногда достаточно курса занятий с нейропсхологом психологом или поведенческим терапевтом. Но обязательно нужно:

  • на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач;
  • больше находится с ребенком на свежем воздухе;
  • обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства;
  • организовать больше движений и физической активности;
  • арттерапевтическая деятельность, музыкальная терапия, нейрокоррекционные занятия оказывают благоприятное воздействие;

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.